Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Я приведу к тебе музей (По обычаю дедову)

Дорогие друзья, любители российской истории!

На этой странице мы обращаемся ко всем, кто в силу разных жизненных обстоятельств, не может прийти к нам в музей лично. Поэтому мы решили «привести» наш музей к вам домой, чтобы вы смогли увидеть и узнать о нём всё самое интересное, заочно посетив экспозиции и выставки Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, а также обменяться мнениями, ответить на вопросы музейной анкеты или оставить отзыв в произвольной форме в гостевой книге нашего сайта.
Надеемся также, что эта форма общения вызовет интерес у педагогов и учащихся школ удалённого доступа и будет полезной в освоении отечественной истории и культуры.



Дорогие друзья, любители российской истории!



images/interaction_img/726.jpg
Экспозиция, с которой мы предлагаем вам познакомиться, называется «По обычаю дедову. Быт и нравы русского народа».
images/interaction_img/800.jpg
Авторы - научные сотрудники музея Т.Н. Панкова, В.В. Жолобов, И.А. Алексеев. Художественная концепция − А.В. и О.Г. Отясовы
images/interaction_img/727.jpg
Экспозиция была открыта в 2005 году в Певческом корпусе Рязанского кремля.
images/interaction_img/729.jpg
Певческий корпус был выстроен в середине XVII века, приблизительно в 1658 г., приглашённым московским талантливым архитектором Юрием Корнильевичем Яршовым (Ершовым), и представлял собой жилые покои эконома и казначея рязанского архиепископа.
images/interaction_img/728.jpg
Экспозиционные залы в Певческом корпусе расположены на двух этажах.
images/interaction_img/730.jpg
Экспозиция начинается с рассказа об истории строительства Певческого корпуса и его реставрации, проводившейся на памятнике с начала 70-х годов XX века по проекту И.В. Ильенко.
images/interaction_img/734.jpg
Здесь же можно познакомиться с планом и проектом реставрации здания, увидеть изразцы из коллекции музея, которые широко использовались в XVII веке для украшения церковных и светских зданий, а также для интерьеров жилых помещений.
images/interaction_img/736.jpg
Город Переяславль Рязанский, основанный в 1095 году, занимал ключевое положение в пограничной оборонительной системе российского государства вплоть до конца XVII века.
images/interaction_img/737.jpg
С начала XIV века он был столицей Великого Рязанского княжества, здесь находился княжеский двор, а также соборы и городские усадьбы.
images/interaction_img/801.jpg
Репродукция картины В.К. Кузьмина представляет город XVII века с юго-восточной стороны. Это крепость, внутри которой, за мощными дубовыми стенами находились усадьбы именитых горожан и служилых людей, один из которых был городской воевода.
images/interaction_img/738.jpg
Следующие залы экспозиции знакомят с его домашним бытом.
images/interaction_img/755.jpg
В палатах городового воеводы, как и в домах других знатных горожан XVII века, было несколько сеней, из которых можно попасть в жилые покои.
images/interaction_img/756.jpg
Парадные теплые сени представляют собой нарядное помещение, стены и своды его украшены травным орнаментом.
images/interaction_img/757.jpg
В праздники и при приеме гостей теплые сени освещались тремя большими паникадилами.
images/interaction_img/758.jpg
В повседневной жизни обычно для этого использовали кованый напольный подсвечник-светец.
images/interaction_img/759.jpg
Окна в XVII в. были слюдяными даже в богатых хоромах, поскольку стекло в то время было еще мало распространено на Руси и стоило очень дорого. Бесцветная прозрачная слюда имелась в Московском государстве в избытке и даже экспортировалась в Западную Европу.
images/interaction_img/760.jpg
В теплых сенях располагались специальные отверстия – печные затопы, через которые топились находившиеся в жилых палатах печи.
images/interaction_img/762.jpg
Основными предметами мебели того времени были столы, лавки и скамьи. Изготавливали их из дуба, ели, сосны. Кресла и стулья являлись предметами роскоши, поэтому даже у знатных людей их было немного.
images/interaction_img/763.jpg
В основе домашнего уклада русского народа в XVI-XVII веках лежал особый свод духовных и нравственных правил семейной жизни «Домострой». В соответствии с ним внутренние помещения дома делились на две половины – мужскую и женскую.
images/interaction_img/764.jpg
Мужская половина в нашей экспозиции представлена палатами воеводы. Стены и своды этого помещения покрыты росписью, реконструированной по фрагментам росписи XVII в., сохранившимся в челобитной палате Певческого корпуса.
images/interaction_img/765.jpg
Во всех русских домах обязательно были иконы. Помещались они в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.
images/interaction_img/768.jpg
Освещалось помещение восковыми и сальными свечами. Свечи вставляли в железные подсвечники-шандалы, напольные и настольные.
images/interaction_img/770.jpg
Предметы обстановки того времени представлены лавками, скамьями, столами, а также множеством сундуков, коробов и ларцов, которые использовались для хранения ценного имущества (документов, книг, «мягкой рухляди»).
images/interaction_img/771.jpg
В то время бытовало множество разновидностей сундуков. Одним из самых распространенных был «подголовник», применявшийся в качестве дорожного сундука на Руси вплоть до 30-х годов XVIII в. «Подголовник» имелся у каждого более-менее зажиточного человека.
images/interaction_img/772.jpg
Наряду с сундуками для хранения ценных предметов (в том числе и книг) использовалась и «встроенная» мебель – толщина стен палат позволяла делать в них довольно глубокие ниши, в которых устраивались «шкафчики» с закрывающимися дверцами.
images/interaction_img/779.jpg
Серебряная и золоченая посуда из европейских стран, предметы восточного происхождения, географические карты на стенах говорят о широких торговых связях, о том, как население городов знакомилось с всем новым, многое из которого входило затем в обиход.
images/interaction_img/773.jpg
Центральное место в экспозиции занимает сцена деловой беседы городового воеводы и московского стольника.
images/interaction_img/774.jpg
Мужчина, сидящий за столом, – городовой воевода – главный городской чиновник, управлявший вверенной ему территорией. В Переяславле Рязанском должность городового воеводы была введена в 1531 г.
images/interaction_img/776.jpg
Второй участник сцены – московский стольник. Стольник – старинный дворцовый чин, присваивавшийся, как правило, представителям знатных семейств.
images/interaction_img/777.jpg
Воевода и стольник облачены в одежду, характерную для XVII в. (Реконструкция) Форма ее и покрой до конца столетия были одинаковы для всех сословий – царская, боярская или крестьянская одежда отличались лишь по используемому материалу.
images/interaction_img/780.jpg
Нижняя одежда состояла из порток (штанов) и рубахи. Существовал обычай поверх нижней рубахи надевать еще несколько, причем верхняя рубаха должна быть самой нарядной. На рубаху надевали кафтан, а затем ферязь.
images/interaction_img/781.jpg
Изготавливалась такая одежда из сукна, пестрых шелковых тканей, атласа и золотой парчи и украшалась золотной вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями.
images/interaction_img/778.jpg
Гостеприимный хозяин должен был не только обсудить с гостем разные вопросы, но и развлечь его. Традиционным развлечением знатных людей того времени была охота с ловчими птицами (соколами, ястребами, орлами-беркутами), известная на Руси с IX в.
images/interaction_img/819.jpg
Средоточием семейной жизни была женская половина дома, менее всего доступная для посторонних. Помимо обитавших там жены, дочерей и младших детей, туда допускался лишь хозяин дома. На женской половине находилась также светлица для занятий рукоделием.
images/interaction_img/820.jpg
Интерьер этого помещения очень отличается от деловой обстановки воеводской палаты. Стены здесь обиты тканью (обычно это был холст или цветное сукно), лавки покрыты ковровыми и суконными полавочниками.
images/interaction_img/821.jpg
Перед вами обстановочная сцена: старая боярыня-сваха и невеста, которая показывает ей свое приданое.
images/interaction_img/822.jpg
Неподалеку сидят нарядные молодые девушки-дворянки (дочери служилых людей), помогающие невесте готовить приданое.
images/interaction_img/823.jpg
Все шкафчики, сундуки и укладки раскрыты и «похваляются» своим содержимым: дорогими тканями, шитым золотом кокошниками, драгоценными вышивками, кружевом.
images/interaction_img/824.jpg
Как особую ценность передавали из поколения в поколение ларцы из резной северной кости вместе с драгоценностями, которые в них хранились.
images/interaction_img/825.jpg
Здесь же выставлены драгоценные шкатулочки и украшения, среди которых большая часть – серьги и кольца. Серьги носили как замужние женщины, так и девицы (уши девочкам прокалывали, как только они начинали ходить). Назывались серьги по количеству подвесок.
images/interaction_img/826.jpg
Кроме того, в шкафчиках-нишах расставлена посуда: блюда, чаши, ковши из металла. Немногочисленная стеклянная посуда, которая в это время начинает появляться в богатых домах, хранилась в навесных резных шкафчиках для предохранения от пыли.
images/interaction_img/827.jpg
Здесь также представлена старинная детская мебель: резное креслице и «стоялка», которую использовали, когда младенец только начинал вставать на ножки.
images/interaction_img/828.jpg
Дети с их мамками и няньками жили обычно в покоях матери. Вот и здесь младшие брат и сестра невесты с любопытством наблюдают за сценой «смотрин».
images/interaction_img/829.jpg
Самая впечатляющая часть интерьера – русская изразцовая печь «на воздусях» (с воздушным пространством между подом и основанием). Такие печи украшались изразцами и были не только источником тепла, но и одним из главных элементов интерьера богатого дома.
images/interaction_img/845.jpg
Экспозиция «По обычаю дедову» продолжается в залах второго этажа Певческого корпуса. Здесь представлена та часть русской культуры XIX столетия, которую принято называть традиционно-бытовой, патриархальной или народной.
images/interaction_img/846.jpg
Посетитель может познакомиться как с повседневной крестьянской жизнью с ее однообразными трудовыми заботами, так и с яркими и радостными народными праздниками.
images/interaction_img/847.jpg
Экспозиция начинается с рисунков и акварелей, выполненные в начале ХХ века художниками, которые вместе с этнографами занимались изучением жизни рязанских крестьян. На этих своеобразных документах запечатлено, как выглядели люди, какую одежду носили.
images/interaction_img/848.jpg
Одну из важных сторон хозяйственной жизни русского народа в этот период составляло мелкое ремесленное производство. Оно имело древние традиции.
images/interaction_img/849.jpg
В русской деревне каждый мужчина мог в домашних условиях смастерить различные бытовые предметы или орудия труда для своей семьи. Одним из основных материалов, которые использовались для этого, было дерево.
images/interaction_img/850.jpg
Бондарь – это мастер, изготовлявший бочки и деревянную посуду. Бондарная посуда имелась в каждом доме.
images/interaction_img/851.jpg
Помимо самой древесины, крестьяне в своем хозяйстве использовали кору (бересту, лыко), корни, а также лозу (иногда в сочетании с камышом). Из них плели лапти, корзины, туеса и короба-сумы.
images/interaction_img/852.jpg
Одним из самых распространенных в России было гончарное ремесло. Оно развивалось в тех местах, где имелись залежи глин и лес, необходимый для обжига изделий. В сельских и городских гончарных мастерских производили горшки, крынки, миски, блюда, корчаги.
images/interaction_img/853.jpg
Во многих районах центральных губерний России изготавливали чернолощеную (томленую, мореную) керамику. Она украшалась лощеными блестящими полосками и обжигалась в коптящем пламени без доступа кислорода.
images/interaction_img/854.jpg
Одним из крупнейших гончарных центров, работавших на всероссийский рынок, был город Скопин Рязанской губернии. Скопинский промысел имел древние традиции: в XIX веке здесь изготавливалась бытовая посуда.
images/interaction_img/855.jpg
Со второй половины XIX в. скопинские мастера начинают изготавливать фигурные сосуды и подсвечники в виде драконов, кентавров, львов, медведей, двуглавых орлов и птицы Скопы. Эти изделия принесли промыслу широкую известность.
images/interaction_img/856.jpg
Каждая женщина в крестьянской семье занималась рукоделием, то есть умела прясть, ткать, шить, вязать, вышивать, плести кружева.
images/interaction_img/857.jpg
Крестьянское ткачество было неразрывно связано с земледелием. Женщина пропалывала молодые побеги льна или конопли, а когда растения вырастали, дергала их и навязывала снопы.
images/interaction_img/858.jpg
Вслед за этим женщины чесали волокно гребнем – «мыкали мочки». Осенью начинали прясть, а затем и ткать.
images/interaction_img/859.jpg
Выучиться ткать было непросто, девочек начинали учить этому с семи-восьми лет. Ткачеством и прядением занимались в основном осенью и зимой, когда были закончены земледельческие работы.
images/interaction_img/860.jpg
Зимой световой день короток, поэтому работали при лучине. Лучину щипали из поленьев, которые заготавливались за три года до того, как их начинали использовать. Каждая была толщиной два-три сантиметра.
images/interaction_img/861.jpg
Укрепляли лучину в светец – железный прут, рассеченный на 4 рожка-пальца. Обычно она горела четыре-пять минут.
images/interaction_img/862.jpg
В технике ручного ткачества изготавливалась не только одежда, но и предметы домашнего обихода, как повседневного, так и праздничного. В приданое невесты входили рубахи, сарафаны, поневы, полотенца, скатерти (столешники), ширинки (короткие полотенца), пояс
images/interaction_img/863.jpg
На ручном ткацком стане можно было исполнить множество разных узоров. Женщины создавали ткани простого полотняного переплетения – белые, полосатые, клетчатые, и более сложные по технике исполнения: многоремизные, закладные, браные.
images/interaction_img/864.jpg
Одним из известных центров ручного узорного ткачества во второй половине XIX и в первой половине ХХ века был город Сапожок Рязанской губернии и прилегающие к нему деревни. Основной применявшейся здесь техникой было закладное ткачество.
images/interaction_img/873.jpg
Следующий зал экспозиции представляет интерьер крестьянского дома, знакомит с обычаями, семейными обрядами.
images/interaction_img/874.jpg
Русские люди говорили: «Трижды человек дивен бывает – родится, женится, умирает». В сознании крестьянина это были три важнейших рубежа в жизни человека. Для того, чтобы обеспечить их благополучное прохождение, совершались многочисленные обряды.
images/interaction_img/875.jpg
Самыми первыми обрядами были: первое купание новорожденного, заворачивание его в отцовскую рубаху, первое укладывание в люльку, первое подпоясывание на 40-й день после рождения и первое пострижение в возрасте одного года.
images/interaction_img/876.jpg
Дети находились в люльке (колыбели) до тех пор, пока не вставали на ноги. Колыбель закреплялась в висячем положении, чтобы ребенок не касался земли. Считалось, что это обеспечивает ему сохранение жизненной силы.
images/interaction_img/877.jpg
Детей в крестьянских семьях было много, и, как правило, девочки, уже с пяти-семи лет нянчили младенцев – своих младших братьев и сестер.
images/interaction_img/878.jpg
Одним из самых важных событий в крестьянской жизни была свадьба. Свадебный обряд представлял собой продолжительное театрализованное действо с большим числом участников.
images/interaction_img/879.jpg
В экспозиции представлен один из завершающих этапов этого обряда – родители благословляют молодых, вернувшихся из церкви после венчания. После этого начинался свадебный пир.
images/interaction_img/880.jpg
Средоточием жизни крестьянина была изба. Главным и самым почетным местом здесь был «красный» угол, хозяев где размещалась «божница» с иконами и горящей перед ними лампадой. Божница и стены украшались полотенцами, цветами и вербой.
images/interaction_img/881.jpg
Перед божницей стоял стол с караваем хлеба и солонкой, обязательно покрытый скатертью. Со второй половины XIX в. признаком домашнего благополучия стал самовар.
images/interaction_img/882.jpg
Другим важным местом крестьянской избы был «печной» угол, который еще назывался «бабий кут». Здесь хозяйка занималась домашними делами.
images/interaction_img/883.jpg
Печь занимала значительную часть крестьянского дома – примерно четверть избы. У печи привешивали судницу (посудницу) – полку для ходовой, повседневной посуды. Рядом нередко помещался навесной шкафчик, в котором хранилась праздничная посуда.
images/interaction_img/884.jpg
У печи находился и глиняный рукомой, сделанный в виде горшка и имевший два носика и два ушка, за которые его вешали. Русский человек не садился за трапезу, не умыв рук.
images/interaction_img/885.jpg
Большими обрядовыми полотенцами с богатой вышивкой и кружевом украшались в избе «красный» угол и зеркало. Полотенца использовали и для праздничного убранства избы, - например во время свадьбы они вывешивались даже на стены.
images/interaction_img/886.jpg
Зимой, когда прекращались сезонные работы, связанные с земледелием, скотоводством, пчеловодством и другими подобными занятиями, крестьяне трудились, главным образом, в избе.
images/interaction_img/888.jpg
Женщины ткали, а затем украшали готовые ткани вышитыми орнаментами. Полотенца и детали одежды с помощью вышивки покрывали яркими геометрическими узорами из ромбов, крестов, розеток красного цвета, в сочетании с синим, желтым, реже зеленым и черным.
images/interaction_img/932.jpg
Более подробно с крестьянским костюмом можно познакомиться в следующем зале экспозиции.
images/interaction_img/933.jpg
Коллекция традиционного русского женского костюма является гордостью музея, так как достаточно обширно и полно представляет различные его виды, бытовавшие на территории Рязанской губернии.
images/interaction_img/934.jpg
В Центральной России были распространены три основных комплекса женской одежды: с поневой, сарафаном и юбкой-андараком. Все они представлены в экспозиции.
images/interaction_img/935.jpg
Поневный комплекс включал рубаху, поневу, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороки, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетеную из лыка или кожаную. Этот комплекс преобладал в южных губерниях России.
images/interaction_img/936.jpg
Основные его элемент – рубаха, понева, головной убор входили в состав женского костюма уже в самый ранний период формирования русской народности.
images/interaction_img/937.jpg
Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника и обуви, преимущественно кожаной. Он сформировался в XV-XVII веках сначала в Москве, а затем по всем границам Московского царства.
images/interaction_img/938.jpg
На Рязанской земле он бытовал сначала у потомков однодворцев - служилого населения, защищавшего юго-восточные и южные рубежи Руси, а в XIX веке заметно потеснил поневный.
images/interaction_img/939.jpg
Обязательным элементом женского костюма был головной убор. Девушки носили разнообразные повязки – очелья, венцы, головные полотенца, ленты, оставлявшие макушку открытой. Форма большинства из них имеет истоки в глубокой древности.
images/interaction_img/940.jpg
Повязки носили и замужние женщины, но другими способами; кроме того, повязка могла стать частью более сложного головного убора, целиком закрывавшего волосы.
images/interaction_img/941.jpg
Характерной особенностью молодежных нарядов было обилие украшений: девушки носили серьги, бусы, ожерелья, цепочки, гайтаны, кольца, браслеты, наспинные украшения; парни – цепочки, кулоны, кольца, шейные платки.
images/interaction_img/942.jpg
Традиционный мужской костюм был более или менее единообразным во всех русских землях. Он состоял из туникообразной рубахи с косым разрезом ворота, нешироких штанов, кожаной или плетеной из лыка обуви и шапки с полями или без полей.
images/interaction_img/943.jpg
Женская и мужская одежда изготавливалась из тканей домашней выделки, а с конца XIX века и фабричного производства. В некоторых местностях, особенно в мещерских селах, патриархальное хозяйство преобладало даже в XIX столетии.
images/interaction_img/944.jpg
Кроме различных комплексов русской народной одежды, в экспозиции можно познакомиться с традиционной одеждой других народностей, с древнейших времен обитавших в Поочье. Это – финно-угры (мордва-эрзя и мордва-мокша) и тюрки (касимовские татары).
images/interaction_img/945.jpg
Одежда и украшения угро-финских народностей. XIX в. Мордовские женские костюмы представляют собой набор туникообразных рубах.
images/interaction_img/946.jpg
Татарский женский костюм. XIX век.
images/interaction_img/947.jpg
Одним из старинных женских ремесел было кружевоплетение – создание ажурных узоров из нитей с помощью деревянных палочек-коклюшек. Оно было известно на Руси уже в XVII веке.
images/interaction_img/948.jpg
Первоначально кружево плели в женских монастырях и боярских светлицах. В XVIII – первой половине XIX века производство кружева стало массовым, а во второй половине XIX столетия превратилось в женский кустарный промысел.
images/interaction_img/949.jpg
В городе Михайлове Рязанской губернии кружевоплетение существовало издавна, большое развитие и известность промысел получил в 1870-е годы.
images/interaction_img/950.jpg
Михайловское кружево отличается от других видов русского кружева яркой расцветкой и плотными узорами.
images/interaction_img/951.jpg
По традиции кружево применяется в отделке народной одежды и предметов быта в сочетании с вышивкой счетной гладью и крестом.
images/interaction_img/987.jpg
В последнем зале предлагается рассказ о праздниках, которые отмечались в русской деревне в XIX – н. ХХ в. В витринах представлены подробные сведения о праздниках церковного календаря, связанных также с сельскохозяйственным земледельческим циклом.
images/interaction_img/988.jpg
Праздничные обряды совершались в течение всего календарного года. Начало и конец обрядового цикла отмечались ритуалами «встреч» и «проводов-похорон» зимы, весны, лета и осени.
images/interaction_img/990.jpg
Рассказ о народных праздниках начинается со Святок – недели от Рождества Христова до Крещения. В экспозиции можно увидеть иконы, Вифлеемскую звезду, с которой ходили по дворам и славили Христа, изображения святочных гаданий и молодежных посиделок.
images/interaction_img/991.jpg
С размахом отмечалась Масленица – самый веселый и шумный народный праздник, который не обходился без блинов, обильных застолий, гуляний и катаний на тройках с бубенцами. В витрине можно увидеть поддужные колокольчики из музейной коллекции.
images/interaction_img/992.jpg
В витрине, посвященной весеннему циклу праздников, можно увидеть обрядовое печенье в форме крестов, которое по обычаю пекли на Средокрестье – середину Великого поста. В народе полагали, что эти «кресты» имели силу благотворно влиять на будущий урожай.
images/interaction_img/993.jpg
Особое место занимали земледельческие праздники: первый день пахоты, сева, начало и окончание жатвы и другие. Первый выгон скота совершался в день Св. Георгия Победоносца 6 мая (23 апреля) – «Егорьев день».
images/interaction_img/994.jpg
Первый день пахоты не имел точно назначенной даты. В Рязанской губернии связанный с этим днем обряд совершался в Чистый четверг на Страстной неделе. Считалось, что в этом случае пшеница родится чистая, «как золото».
images/interaction_img/995.jpg
Самым торжественным и радостным христианским праздником была Пасха. Всю Пасхальную неделю крестьяне поздравляли друг друга со Светлым Христовым Воскресением, ездили в гости, дарили подарки.
images/interaction_img/996.jpg
...