Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

Новый график работы

Новый график работы

Дорогие друзья! Рады сообщить вам, что с 15 сентября музей-заповедник работает в новом режиме. Со вторника по воскресенье для посещения открыты все экспозиции в Рязанском кремле: "От Руси к России", "По обычаю дедову", "Человек и природа", "Российское воинство", "Переяславль Рязанский. Археология открывает тайны".
Выходной день - понедельник.


Развернуть новость

Европейские дни наследия

Европейские дни наследия

Каждый год в сентябре 50 стран, подписавших Европейскую культурную конвенцию, принимают участие в Европейских днях наследия — совместном мероприятии Совета Европы и Европейской комиссии. В это время открываются исторические здания, обычно закрытые для посещения, презентуются новые культурные программы, проводятся выставки, конференции, экскурсии, концерты и другие мероприятия. Основная цель состоит в том, чтобы объединить людей, несмотря на существующие различия в культурах и языках.
В 2020 году Европейские дни наследия проходят с 1 сентября по 14 октября под девизом «Наследие и образование». В связи с нестабильной
эпидемиологической обстановкой большинство мероприятий пройдет в онлайн-формате.
В рамках Европейских дней наследия наш музей подготовил для вас несколько мероприятий. Сегодня мы хотим представить вашему вниманию фрагмент экскурсии сотрудника музея Головастовой В. Р. по экспозиции Музейного центра им. А. И. Солженицына.

В рамках Европейских дней наследия наш музей подготовил для вас несколько мероприятий. Сегодня мы хотим представить вашему вниманию фрагмент экскурсии сотрудника музея Головастовой В. Р. по экспозиции Музейного центра им. А. И. Солженицына.


Развернуть новость

Археологическая выставка

Археологическая выставка

16 сентября во Дворце Олега открылась выставка «Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго». На ней будут представлены украшения и предметы личного благочестия, изготовленные средневековыми городскими ювелирами. Изделия из драгоценных металлов посетители могут увидеть в экспозиции музея, работы мастеров, работавших на рынок, для рядового горожанина – предмет этой выставки.

В древности люди вкладывали в украшение двойной смысл – собственно украшения и символа. Украшение являлось отличительным знаком родовой, племенной, социальной общности. Многие столетия ювелирные украшения через яркие зрительные образы создавали своеобразную визитную карточку своего владельца. Вместе с тем человек издревле стремился оберечь себя от бедствий и невзгод и делал это с помощью магических знаков, присутствующих на амулетах. Но человек не только верил в силу этих амулетов, а еще и любовался ими. Любовался блеском и красотой металла, камня, из которых они были выполнены. Древнерусское ювелирное мастерство испытывало влияние сразу нескольких культур. Мы можем видеть скандинавские мотивы викингов, изысканные исламские орнаменты, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, связало Русь с ее высокой художественной культурой. Но наряду с христианством Русь долгие столетия сохраняла устойчивые языческие традиции. Сложная высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческого воображения древнерусских ювелиров.

Подлинную виртуозность русские мастера проявили в обработке цветных и благородных металлов. Им были доступны решительно все технические приемы, известные в передовых странах тогдашнего мира. Для средневекового горожанина ценным было не только совершенство формы, виртуозное мастерство ювелира,  красота материала, но и духовное начало, заложенное мастером. Символические толкования формы, орнамента, изображения распространялись и на церковную утварь, и на предметы личного благочестия, вещи светского обихода, украшения.

         Кресты-тельники или наперсные кресты в Древней Руси являлись обязательной принадлежностью каждого христианина, поэтому это был самый массовый и одновременно самый древний тип изделий. Формы и декор русских нательных крестов поражают своим разнообразием. Такой пестроты не знали ни Византия, ни и средневековая Европа. Несмотря на древнюю языческую традицию в орнаментации ювелирных изделий, противостояния между язычеством и христианством не было, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия оказался наделённым народным сознанием значением оберега.

         Рассматривать древнерусские украшения – занятие необычайно увлекательное и поучительное, но далеко не простое. Ювелир не только обязан был знать свойства материалов, с которыми работал, владеть высокотехнологичными приемами изготовления и украшения изделий, но и обладать знаниями и языческой мифологии, и ветхозаветных и евангельских текстов, знать священную историю и богословскую литературу, уметь в привычных образах передать идею, составляющую смысл украшения или предмета культа. Только освоив немалый культурный багаж, мы сможем попробовать побеседовать на равных с жителем средневекового русского города.  


Развернуть новость

Скорбим...

Скорбим...

11 сентября 2020 г. на 81-ом году жизни скончался старейший сотрудник Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Владимир Александрович Ерошин. Владимир Александрович проработал в Рязанском кремле 54 года: с 1965 по 2003 – заведующим отделом природы, с 2003 по 2012 – старшим научным сотрудником и до 2019 г. – лаборантом. Он был автором и создателем экспозиции «Человек и природа», талантливым таксидермистом, охотником, знатоком Рязанского края. Владимир Александрович был добрым, жизнерадостным человеком, профессионалом, всю жизнь посвятившим музею. Коллектив Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника приносит искренние соболезнования родным и близким Владимира Александровича. Светлая память о нем навсегда останется в сердцах коллег и друзей.


Развернуть новость

Диктант Победы

Диктант Победы

3 сентября в Музейном центре им. А.И. Солженицына располагалась одна из площадок всероссийского Диктанта Победы - ежегодной акции, которая проводится в рамках празднования Победы в Великой Отечественной войне. Диктант Победы проходит в целях привлечения широкой общественности к изучению истории Великой Отечественной войны и повышения исторической грамотности. На площадке Музейного Центра было зарегистрировано десять участников, и перед началом их поздравлял региональный руководитель Диктанта Победы Кашаев Андрей Анатольевич. Время диктанта составило сорок пять минут, во время которых участники отвечали на полученные задания.

Задачами Диктанта стали предоставление возможности получить независимую оценку своих знаний о событиях Великой Отечественной войны, получить объективной информации об уровне исторической грамотности российского общества и привлечение внимания общественности и средств массовой информации к проблеме сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. И с 2019 года эта акция ежегодно проходит по всей стране, и площадки открываются уже и за рубежом.

Развернуть новость