Презентация «Клад № 17»
О находке клада № 17, его значении в изучении истории и культуры первой столицы Рязанского княжества собравшимся рассказали Игорь Юрьевич Стрикалов, к.и.н., научный сотрудник ИА РАН, начальник Старорязанской экспедиции ИА РАН с 2010 г. и Алексей Владимирович Чернецов, д.и.н., зав. Отделом славяно-русской археологии Института археологии РАН; с 1994 по 2009 г. - начальник Старорязанской экспедиции ИА РАН, с 2010 г. – научный руководитель той же экспедиции.
На презентации также присутствовали сотрудники Отдела исследования, консервации и реставрации музейного металла ГосНИИР: Павел Николаевич Котельников, Владимир Алексеевич Понсов и Матвей Петрович Гайдуков. Именно благодаря их тонкой и кропотливой работе украшения из Клада № 17 получили вторую жизнь.
Городище Старая Рязань, место, где стоял столичный город княжества Рязанского, хорошо известно как профессионалам, так и любителям истории обилием кладов ювелирных украшений. Они были спрятаны жителями города зимой 1237 г. накануне взятия Рязани ордами Батыя. Таких кладов известно 17. Больше, чем в Рязани, кладов этого времени найдено только в Киеве.
Клад, обнаруженный во время работ Старорязанской археологической экспедиции в 2013 г., занимает особое место в ряду подобных находок. Он найден в ремесленном, небогатом квартале города, который сейчас называют Северным городищем, и спрятан был не хозяевами украшений, а мастером-ювелиром. Среди вещей, составляющих клад, есть украшения, которые были отданы мастеру в ремонт, вещи, изготовленные на заказ, незавершенные, сырье – золотой и серебряные слитки и особенно ценные инструменты – матрицы.
Собранные в спешке в небольшой туесок, эти ценности были спрятаны мастером на близлежащем кладбище. Дальнейшая судьба этого безымянного для нас рязанца, по всей вероятности, трагична. Но вещи, им сделанные, на много веков пережили его. Без разрушительного воздействия времени даже для таких металлов, как золото и серебро, не обошлось. Клад был передан в ГосНИИР, реставраторам по металлу. Сейчас их работа завершена, вещи возвращены в Рязань, в музей-заповедник, и будут представлены как научному сообществу, так и широкой публике.