Н.С. Чернов. Известный и неизвестный
Выставку торжественно открыли заместитель директора по научно-просветительской деятельности Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Елена Чумичева, хранитель коллекции русской графики XIX – начала XX века Государственного исторического музея Евгений Лукьянов, к. и. н., заместитель директора Государственного архива Рязанской области по научно-методической работе, сотрудник Центра научных исследований Дмитрий Филиппов, идейный вдохновитель выставки Александр Дударев.
Имя художника Николая Степановича Чернова в рязанской историографии известно давно. По мнению Георгия Карловича Вагнера, он находился под влиянием школы Алексея Гавриловича Веницианова и стал основоположником реалистического направления в художественной жизни Рязани. В монографии «Старые художники и архитекторы Рязани» (1960 г.) приведена биография художника, составленная по воспоминаниям его внучки, художницы Марии Вячеславовны Каренской, где довольно подробно были расписаны его отношения с другими рязанскими живописцами середины XIX века. Краткие биографические сведения о жизни Чернова присутствовали так же на страницах Большой советской энциклопедии. Широко известных атрибутированных живописных картин Н.С. Чернова всего две – «У Ямской заставы» (собрание Рязанского историко-архитектурного музея заповедника) и «В избе» (коллекция Русского музея). В фондах Государственного исторического музея хранится более 150 графических работ авторства Николая Степановича Чернова. Художественные рисунки, большая часть которых выполнены графитным карандашом на альбомных листах со средним размером 22х35 см, являлись эскизами и набросками для других работ автора. Некоторые рисунки имеют увеличенный формат, в которых использовались акварель или белила. Множество из них имеют неоконченный вид. Зарисовки представляют научный интерес, как с точки зрения отображенной бытовой реальности середины XIX века, так и тем, что они были написаны на территории Рязани и Рязанской губернии.
С 1841 года, по окончанию Константиновского межевого института, он состоял в должности уездного землемера в Пронском уезде Рязанской губернии. В начале 1850-х годов Николай Чернов переезжает в Рязань на постоянное место жительства.
На карандашных рисунках в документальных подробностях запечатлены этапы «полюбовного» и специального межевания, характерные типажи крестьян и должностных лиц крестьянского самоуправления. Достаточно много работ в творчестве художника было посвящено различным типам гужевых повозок и лошадей, запряженных в них, ямщикам и почтарям. Особняком стоят рисунки и эскизы, на которых изображены виды улиц города Рязани и ее окрестностей, бытовые сценки, а также немногочисленные портреты. Существует некоторая доля вероятности, что в обширных собраниях ГИМ могут присутствовать и другие рисунки авторства Николая Степановича Чернова, которые в настоящее время атрибутированы с пометой «неизвестный художник».
Рисунки Чернова имеют авторские комментарии к изображению – дата, событие, люди, зарисованные с натуры.
На выставке представлено более 100 работ из собраний Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Государственного исторического музея, Рязанского госудаственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина, Государственного архива Рязанской области, частной коллекции Александра Дударева – исследователя истории Рязани.
Выставка продолжит свою работу до 21 января 2026 года.
Главные партнеры выставки Рекламное агентство ШТРИХ, Багетная мастерская «Этюд».