Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

И мощь, и красота

И мощь, и красота

7 ФЕВРАЛЯ в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике откроется выставка, посвященная творчеству Олимпиады Бусыгиной – одного из ярких представителей Рязанского отделения ВТОО «Союз художников России», живописца, мастера монументального искусства.

Предлагаемая вниманию зрителей выставка призвана по возможности отобразить разные направления творческих поисков мастера, представить ее работы в разных жанрах: городской и индустриальный пейзаж, портрет, натюрморт и показать произведения, выполненные в наиболее плодотворный период творчества.

Выставка проводится в рамках объявленного музеем в 2023 году проекта «Возвращаем имена».

Открытие выставки состоится 7 февраля в 16.00 в Музейном центре РИАМЗ (ул. Соборная, 22). ВХОД СВОБОДНЫЙ.


Развернуть новость

САНИТАРНЫЕ ДНИ В ЯНВАРЕ

САНИТАРНЫЕ ДНИ В ЯНВАРЕ

28 января – Музейный центр на Соборной.
29 января – Дворец Олега (работает до 14:00), ЦНТИ.
30 января – Музейный центр им. А.И. Солженицына.

Будьте внимательны при планировании посещения музея!


Развернуть новость

199 лет со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина

199 лет со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина

27 января 2025 года исполняется 199 лет со дня рождения великого писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889).

Говоря о пребывании М.Е. Салтыкова нашем городе, упоминают два рязанских периода: первый – период вице-губернаторства с 1858 по 1860 гг.; второй – служба управляющим губернской казенной палатой с 1867 по 1868 гг. В первый период семья Салтыковых занимала большой каменный дом на углу Астраханской и Николодворянской (в настоящее время – ул. Николодворянская, д.24/42), во второй приезд адрес изменился: семейство поселилось на углу Владимирской и Абрамовской улиц (ул. Салтыкова-Щедрина, 39/49).  Оба дома, к счастью, прекрасно сохранились: в первом расположен Музейный центр им. А.И. Солженицына Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, во втором –министерство имущественных отношений региона.

Рязанский круг общения Салтыкова был немногочислен. Будучи высокопоставленным чиновником и передовым писателем своего времени, Салтыков тем не менее обладал неуживчивым характером, трудно сходился с людьми. Неподкупный и прямолинейный, он был «неудобен» высшим представителям власти и быстро настроил против себя чиновничье общество: «Во всей Рязани едва ли два-три человека найдется, которые смотрят на меня не враждебно. Поэтому жить очень скучно, и живем совершенно одни», – писал Салтыков в 1867 г. Н.А. Некрасову. Отчасти это объяснялось тем, что Салтыков, описывая на страницах «Отечественных Записок» в сатирических рассказах, впоследствии составивших цикл «Помпадуры и помпадурши», фельетонах, «Письмах из провинции», рязанские реалии, так верно изображал местных чиновников и их пустую, алчную, не приносящую никакой общественной пользы жизнь и творимые ими беззакония, что этого было не скрыть ни за условными фамилиями, ни за хитроумными метафорами. Но все же именно в Рязани Салтыков приобрел друга на всю жизнь, общение с которым явилось «лучом света» в равнодушно-враждебной среде рязанского общества.

Летом 1858 г. по уездам губернии прошли выборы членов Губернского дворянского комитета для выработки условий отмены крепостного права в России. С конца августа комитет начал работу. Участники его заседаний часто засиживались за чашкой чая в доме на Семинарской, в гостеприимной семье сестер-писательниц Хвощинских, о чем впоследствии вспоминала Прасковья Хвощинская: «Каждый вечер собирался у нас кружок близких знакомых, деятелей по крестьянскому вопросу; шли оживленные беседы очень серьезного содержания…» Будущее освобождение крестьян представлялось лучшим представителям дворянства и интеллигенции великим гуманистическим актом. Однажды зимой к кружку неожиданно присоединился важный гость – новый вице-губернатор Салтыков. С этого момента начинается между ним и старшей сестрой, Надеждой Дмитриевной, крепкая дружба, продлившаяся до конца его жизни.

Личному общению Салтыкова с Хвощинской предшествовало знакомство с ее творчеством. В 1864 он писал о ней как об «очень даровитой» писательнице,  которая  остается  «на  почве  психологических тонкостей», и потому получила «лишь почетную известность». Наконец, в Рязани представилась возможность познакомиться лично.

Общность убеждений! – такое условие Салтыков, по воспоминаниям знавших его лиц, считал в человеческих отношениях главным. В письмах писатель называет еще одно качество, которое особенно ценилось им в людях, – доброта. И то, и другое он с избытком нашел в новом знакомстве. Человек сильного духа, слова и дела, Салтыков на всю жизнь остался для Хвощинской и творческим, и жизненным примером, а она для него – душевно близким человеком, понимающим с полуслова. Да и общего у них тоже было много: оба были «белыми воронами» в рязанском обществе, ставили общественные интересы выше собственных, оба были писателями передовых демократических взглядов…

По отзывам современников, Хвощинская любила прямоту и резкость Салтыкова, «пугавшую других его неустрашимость и, конечно, блестящее остроумие, любила его семью, в которой дружески была принята. Салтыков относился к ней как к доброму, уважаемому товарищу и другу и журил ее за то, что она мало писала».

О близком знакомстве Хвощинской с семьей, сохранившемся до самой смерти обоих писателей в 1889 г. с разницей в несколько месяцев, вспоминал сын Салтыкова: «Эта добрейшая старушка, можно сказать, боготворила отца и вместе с тем очень баловала нас, детей, принося нам сласти и рассказывая преинтересные сказки <…> пережила немногим моего отца <…> причем умерла в совершенной нищете. Болезнь ног не позволяла ей ходить, и ей не на что было приобрести колясочку, на которой ее могли бы перевозить с места на место. Узнав про это, покойная мать моя поручила мне повезти ей ту колясочку, на которой прежде возили моего отца. Я исполнил поручение и был свидетелем радости больной, когда она узнала, кто раньше пользовался колясочкой».

Удивительно, что дружба двух незаурядных людей, оставивших глубокий след в русской литературе XIX в., зародилась именно в Рязани, в косной провинциальной среде, давшей Салтыкову как летописцу общественной жизни полноценный запас материалов и наблюдений, использованных им в своих произведениях для воссоздания картин русской действительности 60-х гг. «История не останавливается оттого, что ничтожество, невежество и индифферентизм делаются на время как бы законом… Она знает, что это явление преходящее и что под ним и рядом с ним, не угасая, теплится правда и жизнь», –  писал Салтыков.


Развернуть новость

Презентация сборника «XI Яхонтовские чтения»

Презентация сборника «XI Яхонтовские чтения»

24 января 2025 г. в Музейном центре А.И. Солженицына состоялась презентация сборника недавно опубликованных «XI Яхонтовских чтений». «Чтения» включают в себя материалы межрегиональной научно-практической конференции, проводившейся на базе РИАМЗ в 2020 г.

Издание представили участники оргкомитета конференции и редакционной коллегии научных изданий музея – заместитель директора РИАМЗ по научно-просветительской деятельности Елена Владимировна Чумичева, руководитель Центра научных исследований РИАМЗ, кандидат исторических наук Ирина Гасановна Кусова, заместитель директора Государственного архива Рязанской области по научно-методической работе, кандидат исторических наук Дмитрий Юрьевич Филиппов, старший научный сотрудник отдела традиционной народной культуры РИАМЗ и многолетний непременный редактор выпусков «Яхонтовских чтений» Татьяна Валентиновна Рахманина.

В ходе выступлений было отмечено, что «Яхонтовские чтения» охватывают широкий круг тем и включают в себя не только работы признанных специалистов в области исторической науки, но также и молодых исследователей, что позволяет порой увидеть знакомую тематику в новом, необычном ракурсе.

В статьях авторов из Рязани, Москвы и Подмосковья, Калуги и Тулы освещаются вопросы археологии и топонимики, генеалогии и музейного дела, проблемы атрибуции музейных коллекций и развития познавательного туризма. По традиции в сборнике большое число иллюстраций, в т.ч. уникальные архивные и музейные фотографии.

Издание предназначено не только для специалистов, но адресовано и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами отечественной истории и культуры.

Приобрести сборник можно в сувенирном магазине Музейного центра на ул. Соборной и в сувенирной лавке во Дворце Олега Рязанского кремля. 


Развернуть новость

24 января – Международный день образования

24 января – Международный день образования

В 2018 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 24 января Международным днем образования. В 2025 г. этот день по решению Генерального директора ЮНЕСКО Одрэ Азуле будет посвящен вызовам, связанным с использованием искусственного интеллекта, в том числе и в системе современного образования.

Образование – это право человека, общественное благо и обязанность общества. В Российской Федерации право на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ.

Издревле образованию, как процессу получения знаний и приобщения к культурам и ценностям общества, отводилась ключевая роль. Образование в Древней Руси зародилось после принятия на Руси христианства: после 988 г. великий князь Владимир Красное Солнышко обязал боярских детей обучаться книжному делу. Он понимал, что только через школьное образование можно укрепить русское княжество и новую христианскую веру.

Обучали детей священники, считавшиеся на Руси самыми образованными людьми. Учебниками служили Псалтырь и Часослов, а само обучение велось на старославянском языке. Для обучения грамоте и письму использовали церу (от лат. «cera» – воск)  – деревянную дощечку покрытую мягким воском.

Писали на таких дощечках писалом – металлическим стержнем, один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное).

Когда дети выучивались писать на цере, переходили к письму на березовой коре – бересте.

На время татаро-монгольского ига развитие образования в Древней Руси приостанавливается, но, начиная с XVI в., после освобождения от ордынской зависимости, вновь начинает возрождаться. На базе церквей и монастырей создаются училища, в которых все школьные предметы ведет священнослужитель. Обучение было платным, но обучаться могли дети из любого сословия.

Большие изменения в образовательной сфере связаны с эпохой Петра I. Он осознавал важность образования для прогресса страны и развития науки и техники. Для обеспечения качественного образования Петр I активно привлекал зарубежных учителей. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина, причем основной упор делался именно на математическое образование. Во времена Петра Великого появляется и первый российский учебник математики, по которому учились целых 200 лет. Автором учебника выступил русский математик Леонтий Филиппович Магницкий.

Петром I был создан ряд новых образовательных учреждений, направленных на подготовку кадров для нужд государства и военных. Важным шагом в образовании стало создание в 1714 г. «цифирных» школ – светских элементарных школ с математическим уклоном при архиерейских домах и крупных монастырях В них учились дети дворян, приказных и посадских людей, церковнослужителей, солдат. С 1716 по 1722 г. в разных городах России были открыты 42 цифирные школы. В Переяславле Рязанском (с 1778 г. – Рязань) «цифирная» школа для обучения «дьячих, подъячих, поповых и прочего церковного чина детей от 10 до 15 лет» была открыта 7 мая 1722 г. митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) при Симеоновском монастыре, где специально для нее построили два помещения. Монастырь находился в районе сегодняшнего сквера имени 26 Бакинских комиссаров.

По окончании обучения ученику выдавалось свидетельство о «твердом знании» наук, без которого запрещалось вступать в брак. Цифирная школа в Переяславле Рязанском просуществовала вплоть до 1728 г. Ее последних учеников перевели для обучения в Архиерейскую школу, открытую в 1724 г. на территории того же монастыря для обучения будущих священнослужителей. Впоследствии Архиерейская школа стала называться Духовной семинарией и расположилась на современной Семинарской улице.

Вторая половина XVIII в. была временем правления Екатерины II. Проводимая ею внутренняя политика получила название «просвещенного абсолютизма». По решению императрицы в каждом губернском городе предписывалось открыть «главное народное четырехклассное училище». Одним из первых в стране стало организованное в 1786 г. Главное народное училище в Рязани. В него принимались мальчики всех сословий. В 1787 г. в городе создали Дворянский пансион. Он размещался на первом этаже Редутного дома на улице Семинарской. Главное внимание уделялось не образованию, а воспитанию пансионеров, которых, в первую очередь, обучали говорить по-французски, танцевать, фехтовать и иметь «благородные» манеры.

В ноябре 1804 г. Главное народное училище в Рязани преобразовали в гимназию, которая до 1917 г. оставалась ведущим средним учебным заведением губернии.

 В 1833 г. в Рязанской губернии был открыт гимназический пансион для дворянских детей, который расположился в доме купца Г.В. Рюмина (ныне здание Художественного музея имени И.П. Пожалостина).

Гимназия имела право выпускать учеников в университет без дополнительных экзаменов.

В первой половине XIX в. были сделаны первые шаги в деле женского образования. В 1838 г. в Рязани открылся пансион для девочек, а к середине столетия в городе было открыто начальное женское училище, названное в честь его учредителя И.И. Барыкова «Барыковским». Целью нового учебного заведения было «облегчить воспитание детей женского пола для недостаточных родителей и самое образование девиц сделать более основательным». Располагалось здание на пересечении улиц Мясницкой и Мальшинской (ныне это здание школы № 1).

В 1870 г. из женского училища была образована женская гимназия, а так как действовала она под покровительством Ведомства Императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II, то стала называться «Мариинской».

Мариинская гимназия считалась одним из престижных образовательных учреждений города. В ней использовались лучшие на то время педагогические программы и технологии. А обучаться могли не только девочки из состоятельных семей, но и дочери бедняков, за обучение которых платила Мария Александровна.

Обучались в Мариинке ежегодно более 400 воспитанниц в возрасте от 8 до 20 лет. В гимназии преподавали Закон Божий, русский язык, чистописание и словесность, математику, физику, французский и немецкий языки, географию, историю, космографию, педагогику, естествоведение, гигиену, рисование, рукоделие, пение, танцы, гимнастику.

Данному образовательному учреждению была посвящена выставка РИАМЗ «Рязанская Мариинская гимназия как зеркало губернского женского образования», работавшая в Музейном центре имени А.И. Солженицына.

С середины XIXв. – начала ХХ в. в Рязанской губернии начинают появляться частные средние учебные образовательные учреждения: женское училище В.П. Екимецкой, гимназия А.К. Беккер,  мужская гимназия Л. Радушкевича (с 1908 г. – гимназия Н.Н. Зелятрова).

Такой стремительный рост учебных заведений свидетельствовал о важной роли образования. По данным на 1916 г. в Рязанской губернии действовали 2003 начальные школы, из них три четверти светских, остальные церковного ведомства, и 39 средних учебных заведений – гимназий и училищ. А одобренная императором Николаем II программа перехода России от начального образования ко всеобщему среднему в течение 1914–1920 гг. вселяла большие надежды.

Однако большевистский государственный переворот 1917 г. не позволил осуществить начатый переход. Лишь только в 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», а спустя еще 30 лет, в 1961 г., Третьей Программой КПСС, принятой на XXII съезде партии была выдвинута задача «в ближайшее десятилетие осуществить переход к всеобщему обязательному десятилетнему среднему образованию».

На сегодняшний момент образование – важнейший компонент культуры общества. Помимо основных образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи, университеты), существуют еще и учреждения культуры – театры и  музеи, деятельность которых направлена на получение дополнительных знаний.

Так, например, в РИАМЗ регулярно осуществляются научно-образовательные и культурно-образовательные проекты, проводятся экскурсии, тематические занятия, мастер-классы, которые помогают значительно расширить кругозор. РИАМЗ – это образовательное пространство, позволяющее использовать современные возможности для развития интереса учащихся к образованию, для их мотивации, а самое главное, для изучения малой Родины.

Материалы подготовила научный сотрудник методического отдела Л.А. Сосова


Развернуть новость