Я приведу к тебе музей (От Руси к России)
Дорогие друзья, любители российской истории!
На этой странице мы обращаемся ко всем, кто в силу разных жизненных обстоятельств, не может прийти к нам в музей лично. Поэтому мы решили «привести» наш музей к вам домой, чтобы вы смогли увидеть и узнать о нём всё самое интересное, заочно посетив экспозиции и выставки Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, а также обменяться мнениями, ответить на вопросы музейной анкеты или оставить отзыв в произвольной форме в гостевой книге нашего сайта.
Надеемся также, что эта форма общения вызовет интерес у педагогов и учащихся школ удалённого доступа и будет полезной в освоении отечественной истории и культуры.
Итак, мы начинаем проект «Я приведу к тебе музей!» с самой большой и интересной экспозиции «От Руси к России», открывшейся в 2006 году.
Дорогие друзья, любители российской истории!
Мы начинаем проект «Я приведу к тебе музей!» с самой большой и интересной экспозиции «От Руси к России». Экспозиция рассказывает о становлении и развитии российской государственности, территориального, политического и культурного единства России
Автор художественной концепции экспозиции – известный художник Е.В. Богданов. Над научной основой работали сотрудники музея: Е.В. Буланкина, Л. В. Григорьева, М.С. Урманов, В. Н. Кропотова
Экспозиция находится на территории Рязанского кремля в помещении Дворца Олега, бывшем архиерейском доме - памятнике гражданской архитектуры XVII-XIX вв., и занимает два этажа.
Наше заочное знакомство начинается с самого начала экспозиции, с её преддверия, которое постепенно погружает нас в далёкое прошлое.
На картосхеме XIIIв., которая сразу же обращает на себя внимание музейного зрителя, можно увидеть стольные, волостные центры, княжеские резиденции, пограничные крепости этого периода времени, в том числе и рязанские.
Появление городов было обусловлено целым рядом различных причин.
О раннем их развитии сегодня могут рассказать, пожалуй, лишь только археологические находки. Интереснейшие из них можно увидеть еще перед входом в 1-й зал экспозиции в витрине, предваряющей рассказ о древней Рязани – первой столице Рязанского княжества
Несомненно, сразу же внимание посетителя привлекает скульптурный портрет женщины. Это портрет рязанки, жившей в городе – небольшой крепости на окраине русских земель в XI в. Основой для портрета послужил череп из погребения на территории городища
Такой тип лица свидетельствует, что она принадлежала к выходцам откуда-то с юго-запада Руси.
Бронзовый языческий идол, найденный в 1888 году А.В. Селивановым при раскопках Спасского собора Старой Рязани.
Результаты исследований показали, что он находился в постройке, которая существовала до собора, т.е. ранее сер. XII в.
...
Художественное решение экспозиции основано на нескольких знаках символах. Каждый из них раскрывает определённое значение города как оборонительного, торгового, культурного центра Древней Руси на примере трагической судьбы первой столицы княжества - Рязани
Крыша дома, раскинувшаяся над макетом древнего города, – кров, защита, которую давали городские стены и дома.
Макет древней ладьи – символ открытости городской культуры, её переменчивости и способности воспринимать новое, символ прогресса и торговых связей.
Макет храма – духовная культура христианского города и знание, заключённое в нём.
Витрины, выполненные в виде срубов и проездных ворот – напоминание об оборонительной системе, с которой начинался город и без которой переставал существовать.
Перед вами макет Старой Рязани – стольного города Древней Руси в пору своего наивысшего расцвета в первой трети XIII века.
Обратимся к истории. Первое упоминание о Рязани встречается в Лаврентьевской летописи под 1096 годом, когда она была дана в удел младшим внукам Ярослава Мудрого – Олегу и Ярославу Святославовичам и входила в состав земель Черниговского княжества. Ярослав
В 1129 году из состава Черниговского княжества выделяется Муромо-Рязанское княжество, а с 40-х годов XII в. обособляется в самостоятельное Рязанское. Рязань становится его столицей.
Площадь города, по мнению археологов, к началу XIII века достигает приблизительно 70 га, количество жителей – 8 -10 тысяч человек.
Само слово «город» в эпоху средневековья – в VI-XVII вв. – обозначает укреплённое огороженное место, замкнутое пространство.
Живя под постоянной угрозой вражеского нашествия, рязанцы, как и все русичи, свои силы и творческие способности отдавали оборонному строительству.
Город делился на две части: укреплённую, которая, собственно, и называлась городом, и неукреплённую, расположенную вне городских стен – посад.
Столичный город княжества рязанского имел форму близкую к четырехугольнику, чтобы за приближением неприятеля можно было наблюдать сразу из нескольких мест, и был стратегически очень выгодно расположен.
Он раскинулся на высоком правом берегу реки Оки, что создавало прекрасную основу для возведения пояса оборонительных укреплений – замечательного памятника древнерусского военно-инженерного искусства.
Укрепления – это остроумная комбинация природных и рукотворных преград, созданных на пути движения вражеских войск: Природные – это высокий берег с крутыми склонами, реки – с запада, севера и юга – Ока, Серебрянка и Чёрная, овраги.
При внешней кажущейся простоте рукотворных укреплений, они представляют собой довольно сложную инженерную конструкцию.
У основания вала перед рвом оставлялась горизонтальная полоса шириной около 1 м – берма, для предотвращения осыпания вала.
На гребне вала строились стены, в основании их конструкций ставились срубы, с внешней стороны, имевшие выступающие вперёд заборолы с бойницами, позволяющими вести обстрел врагов, подошедших к стенам вплотную
Крепостные стены были покрыты двускатными крышами. На каждом повороте стены и на длинных её отрезках (пряслах) строили башни – глухие и проездные.
Пять проездных башен с воротами были мощнее и выше глухих (из них только Исадская и Пронская сохранили свои названия).
Известно, что через Исадскую башню дорога вела в село Исады – летнюю резиденцию рязанских князей.
Перед Южными воротами концы вала и стены на них шли параллельно, образуя так называемый «захаб», так что враг, врывавшийся в узкий проезд между двумя стенами, попадал под фланговый обстрел.
В месте, где река Cеребрянка пересекалась с крепостными стенами, была возведена Водяная башня с решёткой в воротном проёме.
На восточной стороне крепости был вырыт глубокий ров. Общая высота от дна рва до вершины крепостных стен равнялась приблизительно 30 м.
Внутри города за крепостными стенами вдоль улиц, мощеных деревянными плахами, располагались усадьбы горожан. По мнению археологов, в Рязани не существовало обособленных аристократических кварталов. Часто усадьбы бояр и ремесленников располагались рядом
Жилые дома знатных горожан были двух- и трехэтажными, с галереями, переходами, иногда под одной крышей было несколько помещений.
Символами могущества и богатства города являлись каменные храмы, построенные в XII в. К сожалению, не один из них не сохранился до наших дней. Работа археологов дала возможность изучить остатки строений и предположить возможную их конструкцию
Внизу, между крепостной стеной и Окой, раскинулся густо заселенный посад. Здесь жили рыбаки и ремесленники, для которых был важен удобный доступ к воде – гончары, кожевенники, кузнецы
Перед вами макет традиционного жилища того времени – избы. Избой называли деревянный сруб, в углу или центре которого стояла печь. Печи могли быть каменными и глинобитными, в богатых домах – из плинфы – древнего кирпича
Топились они по-черному, без трубы, дым выходил под потолок. Изба с такой печью называлась курной. Для удобства работы хозяйки печи ставили на специальное возвышение – опечек.
Под домом был подпол, иногда – с ледником. Мебель немногочисленная – полати, сундуки, ларцы, лавки, столы, в богатых домах иногда встречались стулья
Здесь же представлены повседневные предметы бытового обихода горожан, обнаруженные археологами на городище Старая Рязань.
В XII – XIII вв. в русских городах было известно более шестидесяти ремесел. В экспозиции представлены некоторые ремесленные мастерские, открытые в Рязани во время исследований (реконструкция Даркевич В.П.)
Кузница – место, к которому люди средневековья относились не только с уважением, но и с некоторой опаской. Кузнецы издавна слыли в народе мудрецами и колдунами, обладавшими магической власти над вещами и людьми.
Перед вами орудия труда кузнеца – молотки различной величины и веса, пробой, стамеска, коловорот, а также различные кузнечные изделия.
Среди кузнецов были особые специалисты, современники называли их златокузнецами, а мы – ювелирами. Мастерская ювелира напоминает кузницу, но в сильно уменьшенном варианте: здесь также находятся печь, наковальня, инструменты: молоточки, клещи.
Одним из самых распространенных ремесел на Руси было гончарное. Слово «гончар» происходит от слова «горн» - так называлась специальная печь для обжига изделий из глины.
Гончар брал ком глины, разминал его, клал в центр круга и пальцами правой руки вытягивал стенки сосуда. С круга изделие срезали тонкой проволокой и ставили на просушку, затем обжигали в горне.
Горны имели двухъярусную конструкцию: в нижнем ярусе сгорало топливо, в верхнем – обжигались глиняные изделия.
Гончары изготавливали десятки форм разной посуды: кувшины, миски, светильники, глиняные сковороды-«латки», одних горшков было около 10 видов.
Столица Рязанского княжества была крупным торговым центром Древней Руси. В те времена главными торговыми путями были водные, например, знаменитый путь «из варяг в греки».
Напоминанием об этом служит символическая карта-парус, представленная в экспозиции. По Оке проходил так называемый «янтарный путь», соединявший страны Западной Европы и Востока.
Перед вами макет ладьи – купеческого судна. Путешествия в те времена были трудны и опасны, поэтому судно похоже на военное. На бортах прикреплены щиты, которые использовались в случае нападения врага.
На подобных судах из далеких заморских стран приплывали купцы с разным товаром. Привозили украшения – бусы из прозрачного или глухого стекла, из янтаря, горного хрусталя, халцедона, сердолика, вставки для перстней, необработанные поделочные камни.
Распространенным товаром была дорогая, не в каждом доме бытовавшая посуда. Среди привозной посуды сохранились фрагменты среднеазиатской, золотоордынской, византийской керамики, стекла из Западной Европы и Передней Азии.
Предметом южного импорта были амфоры с оливковым маслом и вином, которое стало необходимым с принятием христианства.
Не только предметы роскоши привозили купцы в Рязань, но и вещи, необходимые в повседневном быту. Например, пряслица. Они изготавливались близ города Овруч на Волыни (совр. Украина).
XII-XIII вв. – это «безмонетный» период в истории Руси. За крупные покупки расплачивались гривнами, за более мелкие – весовым серебром, для взвешивания которого служили путешествующим купцам весы.
Средневековые ювелиры создавали уникальные украшения из драгоценных металлов. Они владели особыми техниками и способами изготовления сложных изделий.
Изделия из драгоценных металлов прочеканивали по матрицам. Тонкий лист золота или серебра накладывали на литую бронзовую матрицу и, ударяя по нему специальными молоточками, получали выпуклые детали украшений, которые соединяли друг с другом
Создавая объемные вещи из недорогих металлов, применяли способ литья по «потерянной форме». В каменной литейной форме отливали из воска модель изделия, потом она покрывалась глиной
В ней проделывались отверстия для заливки металла, для входа горячего воздуха и воска. Залив расплавленный металл, который вытеснял воск, принимая его форму, дожидались, пока металл остынет, после чего форму разламывали
Драгоценные украшения мастера изготавливали по заказам князей, бояр, высшего духовенства. Сокровища знати служили знаком высокого положения их владельцев
О необыкновенных богатствах Рязани сохранили воспоминания русские былины. От первоначального великолепия до наших дней уцелело немногое. Материальная ценность украшений из золота и серебра способствовала их массовой гибели
Многие произведения искусства разграбили во время междоусобных войн и нашествий, переплавили
В Старой Рязани было обнаружено 16 кладов золотых и серебряных изделий 2-ой половины ХII - 1-й трети ХIII в. Все эти украшения – чудом дошедшие до нас шедевры ювелирного искусства.
Рязань занимает второе место после Киева по числу кладов, схороненных во время вторжения орд Батыя.
Незадолго до решительного штурма жители прятали наиболее ценные вещи, их зарывали возле домов, в подпольях, старались сделать несколько тайников семейных ценностей. Однако, вернуться за сокровищами хозяевам было не суждено.
Первое значительное открытие, обратившее внимание на городище, относится к 1822 году. Крепостные крестьяне Устин Ефимов и Яков Петров, опахивая обочины дороги, обнаружили, золотые предметы исключительной ценности.
Этот клад вошел в историческую литературу под названием «Рязанских княжеских барм». Он хранится в Москве в Оружейной палате. Затем в течение многих лет находили клады, состоящие из серебряных женских украшений и гривен – слитков серебра
Особенно интересны женские головные украшения — колты. Существовали колты в форме многолучевой звезды, украшенные в технике зерни – на поверхность их напаяно множество мелких шариков-«зернышек», каждый из которых имеет в основании как подставку крошечное
Второй вид подобных украшений - «чечевицеобразный» колт. Обычно их украшали черневым изображением фантастических зверей и птиц.
Ни одна знатная жительница не могла обойтись без трехбусинных колец и полуколец, украшенных зернью и сканью
В 1992 году был обнаружен клад, полностью состоящий из золотых изделий. Найденный комплект украшений позволил реконструировать головной убор знатной горожанки
На лицевой стороне круглого колта в центре выпуклой пластинки изображено лицо человека, выполненное в технике перегородчатой эмали. Это прием, когда по контуру рисунка напаивалась расклепанная в ленту проволока, замыкающая каждое цветовое пятно.
Среди богатых жительниц города большой популярностью пользовались ожерелья из бус и медальонов, часто дополненных крестом.
Непременным женским украшением являлись браслеты. Перед вами браслет со сложным плетением из серебряной проволоки и вставками из стекла.
Другой вид подобных украшений – браслеты-наручи, служившие женщинам для поддержания рукавов праздничной одежды
Они состоят из двух широких пластинчатых створок, соединенных шарнирами
На одном из браслетов помещены изображения трех участников древнерусского пира: танцовщицы, гусляра и флейтиста.
На другом браслете изображены фантастические животные. Символы и фигуры, украшающие браслеты, были призваны обеспечить высокие урожаи и сохранить плодородие
Клады представляют огромный интерес, поскольку ювелирное искусство одно из наиболее сложных видов ремесла, где каждый ремесленник — обязательно художник. Они позволяют узнать многое: что умели делать мастера высшей квалификации, какими приемами владели
По предположению ученых, жители Рязани были не только умелыми мастерами и тороватыми купцами, они были еще и грамотными людьми. Большая часть городского населения умела читать и писать
Перед вами писала – металлические палочки-стержни. Один конец стержня заострен, другой в виде лопаточки приспособлен для стирания текста.
В 1997 г. была найдена первая в Рязани берестяная грамота, сохранился лишь небольшой фрагмент, относящийся к XII- XIII вв.
Интересна надпись на большом красноглиняном сосуде, которая гласит: «Новое вино Добрило прислал князю Богунка». Богунка, вероятнее всего, имя поставщика. «Добрило» может быть определением качества вина (от слова «доброе» - хорошее).
О широком распространении грамотности свидетельствуют также многочисленные надписи, сделанные прихожанами на стенах Борисоглебского собора. Наиболее часто встречаются надписи «Господи, помози рабу своему», далее – имя собственное
Культура Рязани – культура христианского города. Над невысокими в общей массе городскими домами возвышались соборы и церкви. К сожалению, сложно предположить их количество, так как ни одна из построек до нашего времени не сохранилась.
Известно, что к XIII веку в Рязани существовали три каменных храма. Они упоминаются в летописях: церковь Бориса и Глеба под 1194/95 г., церковь Спаса под 1258 г. – в связи с погребением князя Олега Ингваревича, Успенский собор под 1237 г. – в связи с баты
Эти здания были настолько разрушены к началу XIX века, что на поверхности земли не осталось ничего, только груды щебня, возвышающиеся над их руинами.
Тщательная кропотливая работа археологов дала возможность изучить остатки строений и предположить возможную их архитектуру
Перед вами витрина, представляющая реконструкцию Успенского собора Старой Рязани
Часть церквей строилась из дерева, самые главные соборы – из камня или плинфы – древнего кирпича.
Полы были выложены поливными керамическими плитками.
Здесь же представлены фрагменты резного белокаменного декора Борисоглебского собора.
Рядом можно увидеть личные вещи горожан, связанные с христианством. Это различные кресты: как небольшие – нательные и наперсные, так и массивные двустворчатые энколпионы-мощевики, предназначенные для хранения небольших частиц священных реликвий
Интересный памятник древнерусского искусства – небольшая резная нагрудная икона XIII в. Она содержит изображения первых святых, канонизированных русской православной церковью - братьев Бориса и Глеба
В декабре 1237 года к границам рязанского княжества подошли полчища татаро-монголов. Ханские послы потребовали десятую часть всего достояния рязанцев, но получили гордый ответ: «Когда нас не будет, все ваше будет»
Рязанская рать встретилась с войском Батыя у границ княжества, в тяжелой битве погибли рязанские князья, воеводы, воины. После этого войско Батыя осадило город
Вот как описывает это «Повесть о разорении Рязани Батыем»
Наглядно представить эти трагические события помогает диорама «Героическая оборона Старой Рязани», созданная в 1968 г. заслуженным художником РСФСР Е. И. Дешалытом
Разорение Рязани Батыем стало своеобразным рубежом в развитии русского государства. С этого события начинается более чем двухсотлетнее ордынское иго
Перед вами немые свидетели тех трагических событий – расплавленная в огне пожара кольчуга, оружие: наконечники стрел, дротиков, ножи, топоры, кистень.
После нашествия город был восстановлен, но былого величия Рязань возродить уже не смогла. Частые набеги татар вынудили князей в 1288 г. перенести столицу в более спокойное место (Переяславль Рязанский)
И хотя жизнь на территории Рязани продолжается, о чем свидетельствуют эти археологические находки, население ее постепенно уменьшается и в документах XVII в. значится уже не город, а село Старая Рязань
После нашествия и в период существования монголо-татарского ига процесс дробления Руси не только не остановился, но даже ускорился. На картосхеме, представленной в экспозиции, можно увидеть, как он проходил, и что собой представляла Русь в ХIV в.
Появились новые «молодые княжества»: Московское, Тверское, Нижегородское. Князья сохраняли местное правление в своих землях, но их деятельность контролировалась баскаками и прочими представителями монголо-татарских ханов.
Князья платили дань ханам и получали от них ярлыки на владение своими землями. Ярлык на великое княжение давал право встать во главе русских земель и выдавался в Золотой Орде, поэтому князья изо всех сил старались его получить.
ХIV в. на Руси – это не только время раздробленности, но и постепенного объединения русских земель под крепкой рукой Москвы. Однако произошло это не сразу.
Существовало долгое соперничество Москвы и Твери за право встать во главе русских земель. Усилению могущества Московского княжества сопротивлялись суздальские, нижегородские и рязанские князья.
История сохранила имена великих людей, стремившихся объединить Русь в единое государство
Перед вами мемориальный доспех - кольчуга Олега Ивановича Рязанского (1350-1402 г.).
При Олеге Рязанское княжество достигает наивысшего расцвета. Он пытался поддерживать в целостности Рязанское княжество: боролся с татарами, с пронским и московским князьями, Литвой
В 1390 году Великий князь Олег Иванович основал на левом берегу Оки, на речке Солотче мужской монастырь Рождества Богородицы. Здесь перед смертью постригся в монахи и был похоронен.
В XIV веке отношения между князем Олегом и московским князем Дмитрием Донским были весьма натянуты. После долгого соперничества за земли договор о «вечном мире» был заключен.
Договор был дополнительно скреплен династическим браком между сыном Олега - Федором Ольговичем и дочерью московского князя - Софьи Дмитриевны, позднее захороненными в Христорождественском соборе Рязанского Кремля.
Большой интерес представляют серьги Ефросиньи - жены Олега Ивановича. Несмотря на то, что серьги княжеские, они довольно скромные.
Рядом предметы из клада ордынского времени: серебряный браслет, перстни, серьги, подвеска. По сравнению со старорязанскими украшениями они более простые и незамысловатые.
Одним из важных признаков государства является собственная денежная система. Период с XII по XIV вв. в истории нашей страны был «безмонетным». В экспозиции представлены предметы из археологической коллекции, выполнявшие в это время роль денег.
В денежном обращении использовались, в основном, гривны новгородского типа − серебряные слитки палочкообразной формы.
Также имели хождение привозные монеты, например, ордынские дирхемы.
В ходу были заменявшие деньги – раковины каури, шиферные пряслица, шкурки белок, куниц и т.д.
Известно, что первыми к чеканке монет приступили княжества Московское, Суздальско-Нижегородское и Рязанское. Время княжения Олега Рязанского, несмотря на ордынское иго, стало периодом культурного и экономического расцвета Рязанского княжества.
Это было отмечено появлением своих собственных денег. Правда, изготавливали их вначале способом начеканивания, но уже с 90-х годов XIV в. появляются свои рязанские монеты, так называемые «куньи мордки».
По одной из версий, это название объясняется тем, что на внешней стороне такой монеты находилось изображение мордочки лесного зверя – куницы.
В череде 40 рязанских князей Олег Иванович является самой заметной фигурой. Перед вами один из первых светских портретов (парсуна XVIII века), изображающий великого князя Рязанского Олега Ивановича и его супругу княгиню Ефросинью в монашеских одеяниях
Портрет написан ещё с соблюдением иконописных традиций, личное сходство персонажей передано весьма условно.
Легенда рассказывает, что однажды князь с княгиней отправились на охоту в Солотчу и встретили в глухом и уединённом месте двух отшельников, Василия и Евфимия. Разговор со старцами глубоко запал в душу князя.
В память о встрече в 1390 году великий князь Олег Иванович заложил на этом месте мужской монастырь и здесь же на склоне лет принял тайный монашеский постриг с именем Иона (оно прописано на парсуне рядом с изображением князя).
Он щедро одаривал монастырь землями, и вскоре обитель заняла первое место среди рязанских монастырей. Перед смертью князь был пострижен в великую схиму.
Супруга князя Ефросинья последние годы жизни тоже провела в монастыре, Зачатьевском, расположенном неподалёку. Она постриглась в монахини и приняла новое имя Евпраксия (оно также прописано на парсуне).
После смерти, в 1405 году, княгиня была погребена рядом с мужем. Но в XVIII веке храм обрушился из-за осыпания грунта, гробницы были перенесены в главный монастырский храм – собор Рождества Богородицы. Над княжеским захоронением и находилось изображение.
Течение истории, подчас незаметное, иногда озаряется яркими историческими событиями, которые отмечают её переломные моменты. В XIV веке это были две битвы, начавшие освобождение Русской земли от монголо-татарского ига, – Вожская и Куликовская
Первая битва, в которой русские войска одержали победу над татарами, произошла в 1378 году на реке Воже на Рязанской земле.
Через два года в 1380 году – Куликовская битва, в которой сложили головы более 60 рязанских бояр с дружинами, о чём повествуется в знаменитом произведении древнерусской литературы «Сказании о Мамаевом побоище».
Перед вами личные доспехи и вооружение русского воина периода великих битв (подлинное оружие и научная реконструкция) – кольчуга, шлем, меч, копьё, щит, кистень, боевые топоры, лук.
Центральное место в этом зале экспозиции занимает витрина с легендарным экспонатом, который поступил в музей в 1924 г. и значился до 2010 г. в музейной документации как посох XIV века знаменитого боярина, героя Куликовской битвы, Александра Пересвета
По преданию, следуя к месту битвы, где ему было суждено погибнуть и прославиться, Александр проходил по Рязанской земле. В келье отшельника на Дмитриевой горе, скинув монашеское одеяние, он облачился в воинские доспехи, а дорожный посох оставил.
В монастыре, основанном позже на этом месте, дорожный посох Пересвета почитался святыней, хранился вначале в алтаре храма, а позднее для него был изготовлен специальный серебряный футляр.
Однако первое документальное упоминание о посохе Пересвета в письменных источниках относится лишь только к 1836 году, что всегда подвергало сомнению эту легенду, как, впрочем, и хорошая сохранность самого предмета.
В 2010г. в лаборатории радиометрической датировки и изотопных исследований им.Лейбница Кильского университета (Германия) миф о посохе Пересвета был окончательно развенчан. Проведёнными научными исследованиями было установлено, что посох относится к 1735г.
Но это научное открытие вовсе не снижает исторического значения музейного предмета и интереса к нему. Легенда, созданная и бытовавшая вокруг посоха более двухсот лет, навсегда будет связана с ним.
Почти два с половиной столетия продолжалось татаро-монгольское иго на Руси. Официальной датой его падения считается 1480 год, когда произошло стояние на реке Угре.
После этого жизнь постепенно входит в мирное русло, восстанавливается экономика, развиваются ремесла. В экспозиции представлены орудия труда и продукты деятельности ремесленников того времени.
Одним из самых сложных и драматических периодов в русской истории стал XVII в. «Бунташный», по определению современников, век вместил в себя многочисленные крестьянские восстания, церковный раскол. А начался он со Смуты
Перед вами предметы, принадлежавшие некоторым известным участникам тех давних событий.
С момента кончины последнего представителя династии Рюриковичей и восшествия на престол Бориса Годунова начинается Смутное время.
В 1611 г. собирается первое земское ополчение. Возглавил его рязанский воевода Прокопий Петрович Ляпунов.
В экспозиции представлен напрестольный серебряный крест, изготовленный по заказу его сына Владимира как вклад в Старый Успенский собор.
Рядом – Синодик Спасо-Преображенского монастыря 1670 г., в котором содержится поминание рода Ляпуновых.
Золотой напрестольный крест был изготовлен в 1611 г. по заказу архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита также для Старого Успенского собора.
В 1613 г. архиепископ Феодорит принимал участие в Земском Соборе в Москве, на котором был избран на царство представитель новой династии юный Михаил Романов. Затем во главе посольства собора Феодорит отправился в костромской Ипатьевский монастырь.
После долгих уговоров и увещеваний ему удалось убедить Михаила Федоровича венчаться на царство.
Архиепископ Феодорит похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.
Перед вами список XIX в. с чудотворной иконы Феодоровской Божьей матери, которой Феодорит благословил Михаила. С тех пор она считалась покровительницей царской семьи.
Еще одна известная икона – это список XIX в. с иконы Богоматерь Казанская, с заступничеством которой связывали освобождение Москвы от поляков в 1612 г.
Освободительная борьба против польской интервенции продолжалась до 1618 г., когда было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой. Перед вами доспехи и оружие того периода: шлем, зерцало, бердыши, пищали и ядра.
Постепенно кризис Смутного времени заканчивается. Но практически до конца XVII в. российские города все еще продолжали оставаться крепостями. Многие из них, в том числе и Переяславль Рязанский, входили в так называемую Большую засечную черту.
Перед вами макет Переяславля Рязанского, на примере которого вы можете представить, как же выглядел русский город-крепость в XVII в.
Переяславль был окружен с трех сторон реками – Трубежем и Лыбедью. По периметру города шел насыпной земляной вал, на котором стояли деревянные стены со сторожевыми башнями.
От единственной белокаменной Глебовской башни дорога проходила через деревянный Глебовский мост (в XVIII в. он стал каменным).
Территория Кремля была тесно застроена. Здесь находились жилые дворы бояр, дворян, служилых людей, купцов и ремесленников. Также здесь располагались монастыри – Святого Духа, Спасский и Казанский, палаты рязанского архиерея и храмы.
Самое большое здание в современном Кремле – Новый Успенский собор – в то время еще не было возведено.
На этом месте находились зелейные (пороховые) палаты.
За стенами города находилась следующая линия укреплений – острог, обнесенный частоколом.
К XVIII в. кремль Переяславля Рязанского теряет свое оборонительное значение. Деревянные стены и башни разрушаются. Такая же участь постигла и белокаменную Глебовскую башню, на месте которой впоследствии была построена Соборная колокольня.
Единственное, что сохранилось от Глебовской башни – замок от ее ворот и ключ.
Рядом бытовые предметы того времени
Рядом бытовые предметы того времени
Рядом бытовые предметы того времени
Правление Петра I Великого вошло в отечественную историю как время реформ. Его преобразования затронули все сферы жизни российского общества и были настолько значительными, что историки поделили российскую историю на допетровскую эпоху и послепетровскую
Мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина и ее родственники были связаны с рязанской землей. Ее отец и младший брат Лев Кириллович имели дома и дворы в Переяславле Рязанском.
По одной из версий, которую приводит М.И.Пыляев в своей статье «Старая Москва» (цит. из «Исторического, политического и статистического журнала 1827г.) детские и отроческие годы Наталья Кирилловна провела на рязанской земле в селе Старое Киркино
В экспозиции представлены экспонаты, связывающие рязанскую землю с именем Петра. Один из них – стеклянный кубок с надписью на латинском языке из семьи Селивановых, который передавался из поколение в поколение. По рассказам, этот кубок был подарен Петром
Другой экспонат – ковш из села Дединова. Именно в этом рязанском селе еще при отце Петра I, Алексее Михайловиче, был построен первый русский военно-морской корабль «Орел». К первым преобразованиям Петра I относится строительство флота.
Также в этот период невиданными темпами развивалось промышленное производство. Стремительно росло количество мануфактур. Петр обеспечивал поддержку предпринимателей, предоставляя им льготы. Особенно большие успехи были достигнуты в металлургии.
В 1713 г. купцом Яковом Рюминым была основана первая рязанская мануфактура в с. Истье, вблизи от богатых залежей железной руды. Перед вами фрагмент железной руды.
В 1717 г. по указу Петра I было положено начало игольному производству. В селах Столпцы и Коленцы братьями Рюминами и купцом Томилиным были открыты фабрики по их изготовлению. В экспозиции представлены иглы, барабан для штамповки иголок.
При Петре I получили развитие такие отрасли как – судостроение, шелкопрядение, производство стекла, фаянса, бумаги, текстильное и кожевенное дело.
Для развития экономики и промышленности нужны были специалисты, поэтому Петр обращал особое внимание на образование. Все дворяне и духовенство отныне должны были получать образование. Успех дворянской карьеры зависел теперь от этого напрямую.
Коснулись преобразования и провинции. Было три типа начальных школ: епархиальные для детей духовенства, цифирные, куда поступали разночинцы, гарнизонные и адмиралтейские — для солдат и матросов.
В 1722 г. в Переяславле Рязанском была открыта цифирная школа, где особое внимание уделялось изучению математических наук, отсюда и произошло ее название. Для новых школ требовались учебники и учебные пособия.
Наблюдались изменения в церкви. Еще в конце ХVII века она сохраняла некоторую политическую самостоятельность. Однако вскоре Петр принимает меры, связанные с ограничением ее полномочий.
После смерти патриарха Адриана местоблюстителем патриаршего престола был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский.
Стефан Яворский возглавил русскую православную церковь и теперь редко посещал Переяславль Рязанский. Но, несмотря на это, он уделял внимание развитию Рязанской епархии. Перед вами облачение и архиерейский посох Стефана Яворского.
Его главный богословский труд - «Камень веры». В нем излагалось вероучение православной церкви, доказывалась предопределенность всех исторических событий, критиковал протестантизм и стремление светской власти подчинить церковь.
Грандиозные начинания Петра I получили продолжение в эпоху правления Екатерины II, время царствования которой называют эпохой «просвещенного абсолютизма».
Во второй половине ХVIII века российская культура окончательно приобрела светский характер. Новые тенденции наиболее ярко проявились, прежде всего, в жизни дворянства.
При императорском дворе процветала неслыханная роскошь. В ХVIII в. законодательницами моды были придворные дамы Петербурга, на которых равнялось столичное и провинциальное дворянство.
В экспозиции представлено платье, принадлежавшее княгине Наталье Михайловне Гагариной из села Коровино Михайловского уезда. В подобном наряде знатная особа могла являться к высочайшему двору в торжественные дни.
Роскошь отражалась и в предметах дворянского быта. Перед вами металлическая посуда и изящные дамские мелочи.
...
...
...
Ларец. XVIII век. Кость.
В царствование Екатерины II дворянство окончательно формируется как самое привилегированное сословие государства. Манифест 1762 г. о вольности дворянства освобождал «благородное сословие» от государственной службы.
Для укрепления роли дворянства на местах в 1775 г. был принят важнейший законодательный акт реформы местного управления - «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Введена новая структура государства: «уезд-губерния-наместничество».
Страна делилась на 50 губерний, которые возглавляли назначенные правительством губернаторы. Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ.
В 1778 г. учреждена Рязанская губерния. Переяславль Рязанский был переименован в Рязань и стал ее административным центром.
Изданная при императрице Жалованная грамота городам в 1785 г. определила статус города в России.
Город впредь должен был застраиваться по определенному плану, получал грамоту, в которой записывались его права, имел герб. В 1780 году Екатериной II был утвержден «регулярный» план Рязани.
Регулярный план включал в себя определение границ города, застройку административно-торгового центра, четкую планировку прямых улиц и переулков с установленной шириной в целях пожарной безопасности.
В экспозиции представлены планы городов Рязанской губернии.
Последний зал экспозиции поможет вам представить, как выглядела Рязань в XIX в.
В экспозиции представлены основные сферы жизни губернского города того времени.
За время существования Рязанской губернии ей управляли 3 генерал-губернатора и 35 гражданских губернаторов. В экспозиции представлен портрет Петра Петровича Новосильцева, занимавшего пост рязанского гражданского губернатора в 1851 – 1858 гг.
Помощником и заместителем губернатора был вице-губернатор. В Рязани их было известно тридцать три. С 1858 по 1860 гг. эту должность занимал известный русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин.
Вы видите вещи из его кабинета: стол, кресло, чернильный прибор.
В 1867-1868 гг. Салтыков-Щедрин снова служил в Рязани в должности управляющего губернской Казенной палатой. В то время губернские административные службы размещались в здании Присутственных мест, которое находилось на Ильинской (сейчас Соборной) площади.
Одной из важнейших губернских служб являлся суд. С екатерининских времен он был сословным. Реформа 1864 г. изменила структуру суда и порядок судопроизводства.
Согласно этой реформе, судебная система была поделена на два относительно самостоятельных элемента: мировой суд и окружной суд
В 1863 г. в Рязани появился первый банк.
Это был Городской общественный банк, основанный на средства известного предпринимателя Сергея Афанасьевича Живаго.
Через год открывается Рязанское отделение государственного банка России. В 1880-е гг. – Крестьянский и Дворянский земельные банки. С 90-х гг. начинают открываться филиалы коммерческих банков.
В экспозиции представлены векселя на разные суммы, сберегательная книжка, настольная конторка для кредитных билетов, весы для взвешивания золота, печатная машинка «Ремингтон», арифмометр.
Еще одной важной городской составляющей был транспорт. Единственным городским видом транспорта в Рязани являлись извозчики, которых насчитывалось около 300.
Имелась станция почтовых лошадей на Соборной улице и станция земских лошадей на Московской улице.
Извозчики регистрировались в городской управе, на каждый экипаж на видном месте крепился металлический значок с номером извозчика. Плата за перевозку определялась по договору между извозчиком и пассажиром и составляла от пяти до десяти копеек.
Перед вами поддужные колокольчики, которые подвешивались под дугой коренника. Они начинают приобретать распространение в последней трети XVIII в., когда получает широкое распространение курьерская и почтовая езда на тройках.
Извозчик был городским транспортом, а на более дальние расстояния можно было отправиться на водном транспорте или по железной дороге.
В навигацию 1858 г. по Оке мимо Рязани впервые прошли пароходы «Николай» и «Москва» мощностью 50 и 35 лошадиных сил. К концу XIX в. пароходы стали играть ведущую роль, заменив гребные суда и баржи с бурлаками.
Вскоре у пароходов появился конкурент в виде железных дорог. В 1863 г. началась постройка железной дороги между Москвой и Рязанью. Затем строительство продолжилось, и в 1890-е гг. наш город превратился в важный транспортный узел.
Главным культурным развлечением образованных рязанцев в XIX в. оставался театр. Основан он был по инициативе рязанского и тамбовского генерал-губернатора И.В. Гудовича в 1787г. и получил название «Оперный дом».
Еще одним местом культурного отдыха рязанцев в конце XIX в. становится историко-археологический музей. Он был открыт в 1893 г. по инициативе членов рязанской ученой архивной комиссии и сначала находился в здании Присутственных мест.
Постепенно развивается и бытовое обслуживание населения. Наряду с небольшими лавками в городе появляются магазины.
Многие из них были специализированными: колбасные, кондитерские, модные.
Обязательной была для губернского города система здравоохранения. Правда, аптеки и больницы были не очень популярны среди простого народа, предпочитавшего лечиться проверенными дедовскими средствами.
В сер. XIX в. в губернии было всего 35 врачей, из которых 10 – в Рязани.
Главным медицинским учреждением являлась губернская больница. Небольшие больницы находились также при некоторых губернских учреждениях.
При губернской больнице была аптека, кроме нее к середине XIX в. в Рязани работали две «вольные», то есть частные аптеки. Аптеку мог открыть только человек, имевший специальное образование. Работа аптеки контролировалась государством.
В 1768 г. в Рязани открылось одно из первых Главных народных училищ для мальчиков всех сословий. В 1787 г. при училище был создан Дворянский пансион. В 1804 г. Главное народное училище было преобразовано в гимназию.
Выпускниками этой гимназии были многие знаменитые рязанцы
В экспозиции представлены: тетрадь, прописи по русскому языку, гербарий, книга для обучения русскому чтению и арифметике, парта со школьными принадлежностями, доска и счеты, микроскоп с линзами, похвальный лист ученика 1-ой Рязанской мужской гимназии.
Но одного образования было недостаточно, чтобы удачно сделать карьеру или выйти замуж. Для этого требовались еще определенные знакомства и связи в обществе. Дворяне могли обзавестись ими, посещая различные светские мероприятия: салоны, званые вечера, балы
Наука бального обращения требовала долгого обучения. Поэтому бальная культура входила в жизнь человека еще в детские годы. В возрасте 5-6 лет дети начинали обучаться танцам и бальному этикету.
На бал приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из них создавалось на 1-2 бала
Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые.
Помимо нарядного костюма, на балу были необходимы различные бальные атрибуты: перчатки, веер, миниатюрная записная книжка – карнэ, сумочка-ридикюль...
...а также непременные мужские аксессуары – портсигар и цилиндр – «высокая шляпа для джентльменов, имеющих высокие цели».
Как выглядел интерьер бальной залы вы можете представить по фотографии этого помещения в усадьбе Редкиных Рязанской губернии.
Одним из важнейших помещений дома была столовая. Она обычно не загромождалась мебелью, обязательными в интерьере были стол со стульями и застекленные шкафы-горки, в которых выставляли различные предметы из фарфора, фаянса, стекла и т.п.
Особое место в убранстве столовых принадлежало фарфору. В конце XIX в. он получает все большее распространение, превращаясь из объекта коллекционирования в необходимую часть сервировки стола.
В конце XVIII столетия в усадебном доме появляется женский будуар – аналог кабинета для мужчин. В своем кабинете хозяйка дома принимала самых близких родственников, друзей, соседей. Здесь она читала, рисовала, занималась рукоделием, вела переписку.
Мебель в будуаре была, как правило, небольшой и очень изящной. Перед вами шкафчик и столик для рукоделия.
В 1895 г. по инициативе членов РУАК было учреждено празднование юбилея города. На Ильинской площади по проекту губернского архитектора Ивана Степановича Цеханского. была возведена Триумфальная арка – символ единения горожан, их памяти об истории города
Макет арки является символическим завершением темы губернского города и экспозиции «От Руси к России».
