Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Год российского кино

Дорогие друзья! 2016 год указом Президента РФ от 7 октября 2015 г. объявлен Годом российского кино. В течение этого года на сайте музея-заповедника мы будем знакомить вас с историей российского кинематографа, его появления в Рязани, нашими известными земляками – деятелями кино. Каждую неделю мы будем публиковать новую информацию, которая, надеемся, вызовет у вас интерес.



В этом году отмечается 120 лет со дня первого киносеанса в России. Он состоялся в Санкт-Петербурге 4 мая 1896 года в летнем саду «Аквариум», расположенном на Каменностровском проспекте. Сеанс представлял собой десятиминутную подборку фильмов братьев Люмьер, которую продемонстрировали публике в антракте музыкального водевиля «Альфред-Паша в Париже». Это были короткие документальные фильмы, имевшие успех в Европе — «Выход рабочих с завода», «Разрушение стены» и знаменитое «Прибытие поезда». Петербургская публика была в восторге.

 6 (18) мая состоялись первые кинопоказы в Москве: в театре Солодовникова и на открытии летнего сезона московского сада «Аквариум». Несколько сеансов до конца месяца были затем проведены в театре московского сада «Эрмитаж». Чуть позже фильмы Люмьера демонстрировались на Нижегородской ярмарке.

В этом же году состоялись первые киносъемки в России.

 

 

Первый фильм в Российской империи был снят французским оператором Камиллем де ля Серфом. Предварительно получив высочайшее соизволение, он снял первый в мире репортаж – о коронации Николая Второго.

Начиная с 1900 г. съемку «придворной хроники» вели «собственный его императорского величества» фотограф К. Е. фон Ган и его компаньон А. К. Ягельский. Фиксируются торжественные события из жизни императорской семьи. Эти кадры обычно демонстрировались в узком кругу.

Довольно скоро съемки  документальной кинохроники в России приобретают большую популярность.

В  1907 г. фирма «Гомон» выпустила в продажу сразу четыре документальных фильма: «Третья Государственная дума», «Смотр войскам в высочайшем присутствии в Царском Селе», «Смотр войскам в высочайшем присутствии перед Зимним Дворцом» и «Торжественная процессия крестного хода в Киеве 15 июля 1907 г.». При этом первые три фильма «Гомон» выкупил у Гана и Ягельского.

 

Демонстрация русских кинохроник сопровождалась большим успехом и принесла немалый доход.

Этот пример подтолкнул русских предпринимателей к созданию собственного производства фильмов. 

Первые попытки организации такого производства связаны с именем Александра Осиповича Дранкова.

Первоначально ателье Дранкова снимало документальные кинохроники. А вскоре выпустило в прокат первый русский игровой фильм — «Стенька Разин» или «Понизовая вольница».

Выпуску этой картины предшествовала большая рекламная кампания. Дранков обещал картину, подобной которой еще не было на экранах:

«Затратив громадные средства и массу труда и времени, я приложил все усилия к тому, чтобы настоящая картина, как в техническом выполнении, так и в самой обстановке пьесы и ее исполнителей, стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре».

15 октября 1908 года первый русский игровой фильм был показан широкому зрителю.

Успех был грандиозный. 

Фильм представлял собой экранизацию фрагмента пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», в свою очередь написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».

Покадрово восстановленная версия первого российского художественного фильма, с комментариями профессора Московской консерватории Веры Кудрявцевой и профессора ВГИКа, киноведа Сергея Комарова.
В фильме звучит народная песня "Стенька Разин" в исполнении хора , на специально написанную для показа музыку, композитором Михаилом Ипполитовым-Ивановым.
Режиссёр: Владимир Ромашков

Вот как отзывалась о «Понизовой вольнице» критика тех лет:

«Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш синематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он даёт роскошную и выдержанную в историческом колорите картину. Театр "Колизей", благодаря своему огромному экрану, смог блестяще поставить эту картину. Не останавливаясь ни перед какими затратами, он пригласил хор певчих, которыми будут исполнены "Вниз по матушке по Волге" и "Из-за острова на стрежень"».

«Сцена», 1908, № 59.

Национальное происхождение фильма, глубокая внутренняя родственность музыки и душевного настроя зрителей, узнаваемость разворачивающейся на экране истории предопределили его успех. Это небольшой  фильм стал своеобразной точкой отсчета в истории отечественного кинематографа – с него началась эпоха российского игрового кино.

В первые годы появления кино в России были распространены передвижные «синематографы». Начиная с 1903—1904 гг. появляются стационарные «электротеатры», сначала в Санкт-Петербурге и Москве, а затем и в провинции.

Первый сеанс синематографа в Рязани, по воспоминаниям Г. М. Гуслякова, состоялся в зале Благородного (Дворянского) собрания в 1901 или в 1902  году, а второй – в зале прогимназии для учеников.

Здание Дворянского собрания в Рязани

В. В. Баранов вспоминает об этом сеансе, как о значительном событии в жизни прогимназии: «Демонстрировались три фильма: «Купание лошадей», «Приход поезда в Лион» и ещё один название которого не вспоминается. Фильмы были французские, прекрасного качества, возможно, фирмы «Братья Патэ». Наибольшее и в то же время неожиданное впечатление произвёл фильм «Приход поезда в Лион». Когда на экране появился движущийся как бы на зрителей паровоз, ребята в панике вскочили со своих мест и бросились к выходной двери, устроив около неё порядочную давку. Потребовалось немало времени, пока перепуганные зрители не пришли в себя и не заняли свои места».

Здание 2-й мужской гимназии (бывшая прогимназия)

По воспоминаниям бывшего ученика 1-ой Рязанской мужской гимназии Е. И. Свенцицкого, зимой 1904 г. на небольшом деревянном доме по Николо-Дворянской улице, напротив первой гимназии появилась вывеска «Электрический театр».  Афиши сообщали, что там будут показываться «туманные картины с движущимися фигурами». Вскоре Евгений Иванович с родителями побывал в этом необыкновенном театре. Вот как он описывал киносеанс: «…Наконец, открылась дверь, и горящая нетерпением публика вошла в святилище – зрительный зал. В нём помещалось едва ли больше полсотни человек.  Первый ряд стульев находился очень близко от экрана (метра 2-3). Демонстрировались, по теперешней терминологии, короткометражные фильмы.

После каждого фильма публику заставляли рассматривать наивные видовые диапозитивы или, как тогда говорили, туманные картины. Хозяин объяснял, что это необходимо для «сбережения глаз». Было невыносимо скучно пялить глаза на эти чепуховские пейзажи. Вероятно, эти перерывы с показом туманных картин устраивались для искусственного продления времени сеанса вследствие недостатка картин.

Тематика последних была несложной. Запомнился какой-то водопад, малопонятная беготня по улице, но всё же комичная, так как все дружно смеялись. Прочнее всего врезались в память картины на тогдашнюю злобу дня: «Его Императорское Величество производит смотр русского боевого флота, смотр им же какого-то полка перед отправлением его на дальний Восток. Это же было время войны с Японией и поэтому подобные фильмы воспринимались очень остро. Несмотря на то, что кадры кинохроники были мутны, туманны, а вовремя их демонстрации по экрану почти всё время пробегали какие-то, точки, трещины и другие изъяны, большинство зрителей сидели как зачарованные. Временами можно было слышать восхищённые прерывистые восклицания, произносимые полушёпотом:

- «Ты смотри-ка, дым-то, дым-то из  труб-то корабельных валит… А… дым-то как настоящий валит…»

В целом качество кадров кинохроники было очень плохо, настолько плохо, что вторично их смотреть уж и не хотелось.

Качество сюжетных фильмов было значительно лучше, но они, как позднее мы стали понимать, были сильно изношенными  и поэтому местами были мутны и грязны. Одним словом, вторично идти в «Электрический театр» не было никакого желания».

 

Через год-другой в Рязани появились «иллюзионы». Эти кинотеатры тоже были временными. Владельцы их снимали  большие магазины, случайно оказавшиеся свободными, и давали в них вечерние и дневные сеансы. Между экраном и первым рядом стульев начали делать значительный разрыв. Экран стал большего размера, чем в первом «электрическом театре». Пропали туман и грязь – фильмы стали яркими и контрастными, если они были чёрными, и играли всеми цветами радуги, если были цветными (раскрашенными).

Фильм-феерия «Королевство фей» (1903)

Подавляющее большинство картин имело уже интересный сюжет, драматический или комический. Появился новый тип картин – «феерии». Они отличались сказочным, волшебным сюжетом, роскошными костюмами и декорациями, сложными постановочными эффектами. Впрочем, «феерии» недолго продержались на экране, уступив место тысячеметровым драмам, Максу Линдеру и прекрасным цветным видовым фильмам «Братьев Патэ».

Самой «кинематографической» улицей Рязани была Почтовая. В 1913 г. здесь находилось целых шесть кинотеатров!

Одним из первых постоянных кинотеатров был  «Дарьялы», который располагался  в доме купца А. К. Москвина (сегодня это здание Областной детской библиотеки). Владельцем был выходец из Тифлисской губернии А. М. Султанов. Летом 1917 г. «Дарьялы» посещал С. А. Есенин. В память об этом событии на здании установлена мемориальная доска. Этот кинотеатр просуществовал с 1912 по 1917 гг.

Здесь же, на Почтовой, в мае 1912 г. открыл свой электрический театр «Деа» (лат. «богиня») банщик Михайлов.

Еще через год на ул. Соборной инженер Морозов устроил кинотеатр «Олимпия», будущий «Кино-Палас».

Несмотря на то, что новые кинотеатры выгодно отличались чистотой и лучшим техническим оснащением, зрители упорно предпочитали посещать киносеансы именно в «Дарьялах», владелец которых устанавливал самые низкие цены на входные билеты и первым догадался открыть в кинотеатре небольшой буфет. Также он чутко следил за новинками киноиндустрии и даже покупал эксклюзивные права на показ продукции некоторых кинокомпаний.

Почтовая улица. Кинотеатр «Дарьялы» в доме А. К. Москвина

После Октябрьской революции  1917 г. интерес к киноискусству продолжает расти. В Рязани появляются новые кинотеатры, а старые переименовываются в соответствии с новой идеологией. Так, например, «Дарьялы» с 1926 г. стал называться «Пролеткино». В Гербовом зале бывшего Дворянского собрания разместился кинотеатр «Октябрь». Он работал здесь с 1927 по 1971 г. А в здании бывшего кинотеатра «Деа» 12 ноября 1933 г. был открыт первый в Рязани звуковой кинотеатр «КИМ» (Коммунистический Интернационал Молодежи). Одними из первых показанных здесь фильмов были «Горизонт» и «Две встречи» производства киностудии «Межрабпомфильм». Впоследствии кинотеатр "КИМ" был переименован в «Молодежный» и просуществовал в том же здании до 90-х гг.

Кинотеатр «Октябрь» в здании бывшего Рязанского дворянского собрания

 

Первым зданием в Рязани, построенным специально для кинопоказа, стал кинотеатр «Родина». Решение о его строительстве было принято городскими властями ещё в 1938 г., но из-за начавшейся войны объект был законсервирован. Достраивали «Родину» пленные немцы — строительство возобновилось в 1945 году и завершилось в 1947-м. Здание построено в стиле советского конструктивизма по проекту архитектора В. П. Калмыкова.

Здание кинотеатра «Родина». Современный вид

«Родина» была задумана не только как 500-местный кинотеатр, но и как полноценный культурный центр – с буфетом, эстрадой в фойе, библиотекой, артистической и комнатой для шахматистов. Также в кинотеатре был собственный оркестр и первоклассная киноаппаратура.

29 декабря 1947 г. состоялось открытие кинотеатра, а на следующий день был показан первый фильм – «Ленин в Октябре».

С 2010 г. здание кинотеатра превращено в офисный центр.

Рос город и вместе с ним расширялась сеть кинотеатров.

10 сентября 1960 г. был открыт кинотеатр «Дружба». Сооружал его трест «Рязаньстрой», а оформляли художники Олимпиада и Игорь Храмченко, которые постарались вложить в дизайн помещения идею дружбы народов. В кинотеатре было два зала для демонстрации фильмов классического и широкоэкранного форматов. Первыми картинами, показанными в «Дружбе», стали кинокомедия «Девичья весна» (киностудия им. М. Горького) и киноповесть «Весенние грозы» (киностудия «Беларусьфильм»).

Кинотеатр «Дружба». 1960-е гг.

За 50 лет в кинотеатре прошло около 265 тысяч сеансов, которые посетили 60 миллионов детей и взрослых.

В 1997 г. на базе «Дружбы» появился Центр российского кино, кинотеатр был переоборудован по современным стандартам. Но, к сожалению, растущая конкуренция со стороны новых сетевых кинотеатров привела к тому, что в мае 2015 г. он был закрыт.

В 1962 г. в Рязани почти одновременно открылись еще два кинотеатра – «Космос» и «Юность».

«Космос» располагался в поселке «Приокский», имел зал на 600 мест. Фронтон здания был украшен огромным мозаичным панно на популярную в то время космическую тему. Да и само здание из стекла и бетона воплощало самые современные тенденции архитектурной моды.

Кинотеатр «Космос»

Рязанский корреспондент Михаил Колкер вспоминал в одной из своих статей: «Новые фильмы появлялись каждую неделю. На утренних сеансах обычно шли мультики или что-нибудь из детского «меню». Например, знаменитая эпопея про армию Трясогузки или чудесные сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса» или «Олень - Золотые рога». Ну а с 15.00 начиналось взрослое время... В исключительных случаях, когда в Рязани появлялась какая-нибудь зарубежная новинка, под нее отдавали все сеансы».

Широкоэкранный кинотеатр «Юность» был очень популярен в городе. К сожалению, судьба этих кинотеатров была незавидной – в середине 90-х годов они были приватизированы и перестали заниматься кинопрокатом.

Кинотеатр «Юность»

В апреле 1967 г. на ул. Есенина открылся кинотеатр «Ока», который очень скоро полюбился горожанам. Этот храм кинематографического искусства отличался комфортабельным демонстрационным залом на 850 мест и просторным светлым фойе, а широкоформатный экран и стереоустановки — по тем временам чудо техники — создавали у зрителей иллюзию реальности сюжета. Здесь показывались премьерные фильмы, которые собирали аншлаг даже в будние дни. В 2000-х гг. здание было передано в долгосрочную аренду, в течение недолгого времени он функционировал как DVD-кинотеатр, а затем был закрыт на реконструкцию. Сейчас в этом здании находится культурно-выставочный центр «Ока».

Кинотеатр «Ока»

В июле 1974 г. был открыт кинотеатр «Москва» на 600 мест. Первый фильм, который увидели его посетители, - широкоформатная драма «Океан» (киностудия «Мосфильм»). С середины 1990-х гг. в этом здании работал арт-клуб «Планетарий», который закрылся в январе 2016 г.

Кинотеатр «Москва»

В 1980 г. был построен кинотеатр «Октябрь», вмещавший 780 зрителей.

Здание кинотеатра «Октябрь»

Рязанцы впервые увидели здесь такие культовые киноленты, как «Пролетая над гнездом кукушки», «Миллион лет до нашей эры», «Однажды в Америке». Именно здесь состоялась рязанская премьера фильма «Асса». Сейчас «Октябрь» является культурно-досуговым центром и помимо кинопоказа предлагает своим посетителям различные виды услуг (кружки, клубы, танцевальные вечера и т.д.). На базе этого центра в декабре 2015 г. прошел XIII кинофестиваль «Окраина. Рязанская ретроспектива».

Точную дату открытия еще одного рязанского кинотеатра советского времени – «Мир», к сожалению, выяснить не удалось. Известно, что в 1962 г. он уже работал как кинотеатр повторного фильма, центр неигрового, документального и авторского кино. В 70-90 гг. XX века «Мир» был единственным в Рязани кинотеатром, где можно показывали стереофильмы (предшественники современных фильмов 3D). Здесь работал первый в Рязани киноклуб, который вел журналист «Рязанского комсомольца» Сергей Донской.  

Вход в кинотеатр мир 1962 г фото из архива Б Н Яхонтова

Кинотеатр просуществовал до 1994 г. В настоящее время в его здании расположено Управление Федерального казначейства по Рязанской области.

В 1984-94 гг. Рязань становится одной из мультипликационных столиц страны, хотя здесь не работала ни одна студия и не снимались даже любительские мультфильмы. Дело в том, что в эти годы в нашем городе проходил Фестиваль советской мультипликации (ФЕСОМ). Рязанский ФЕСОМ стал первым мультипликационным фестивалем в истории СССР, на который съезжались режиссёры, художники, критики, киноклубовцы с разных концов страны: от Таллинна до Омска, и даже с Кубы. В разные годы здесь побывали такие знаменитые мультипликаторы как Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Ида Гаранина, Николай Серебряков, Вадим Курчевский, Эдуард Назаров, Валерий Угаров, Леонид Носырев, Аво Пайстик, Александр и Анатолий Петровы, Ефим Гамбург и многие другие.

Эдуард Назаров - советский мультипликатор, режиссёр и художник, двукратный обладатель Гран-при ФЕСОМ.

По итогам голосования зрители выбирали победителей фестиваля. Им вручали дипломы и ценные призы, а в качестве Гран-при выступал «Большой полкан», которого создавали мастера скопинской керамики.

Наш город является место проведения еще одного кинематографического фестиваля. С 2003 г. на базе кинотеатров «Родина» и «Октябрь» ежегодно проходит фестиваль «Окраина. Рязанская ретроспектива».

Афиша фестиваля «Окраина». 2015 г.

В программу фестиваля включаются те киноленты, которые по своему сюжету или истории создания имеют отношение к Рязанскому краю. Но в то же время каждая «Окраина» имеет в программе свои неповторимые особенности – например, ежегодно зрителям показывают фильмы, посвященные юбилеям выдающихся рязанцев либо знаменательным событиям в рязанской истории.

Рязанская земля – родина известных актеров и режиссеров кино.

Боголюбов Николай Иванович

Советский актер театра и кино, народный артист РСФСР ( 1945 г.), лауреат шести Сталинских премий.

Родился 22 октября 1899 года в селе Ивановское Рязанской губернии. Учился в студии при Рязанском театре, затем стал актёром этого театра.  В 1926 году окончил ГЭКТЕМАС, студию при Театре РСФСР Первом, впоследствии переименованном в Театр им. Всеволода Мейерхольда. С 1923 г. работал в этом театре. После его закрытия, с 1938 до 1958 гг. играл на сцене МХАТа. 

В кино дебютировал в драматической ленте Якова Протазанова «Томми» в 1931 г.  Потом были роли в фильмах: «Окраина» Бориса Барнета, «Семеро смелых» Сергея Герасимова, «Первая Конная» Ефима Дзигана и других. В кино актер сыграл около пятидесяти ролей, играл маршалов, военных, директоров завода, командарма Ворошилова. 

Николай Иванович скончался 9 марта 1980 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. 

Гарин (Герасимов) Эраст Павлович

Советский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, Заслуженный артист РСФСР (1950), Народный артист РСФСР (1964), Народный артист СССР (1977).

Родился 28 октября (10 ноября) 1902 г. в Рязани.

Учился в Рязанской гимназии. В 1919 году ушёл добровольцем в Красную Армию и до 1921 года выступал в Рязанском Гарнизонном театре (1-й самодеятельный театр Красной Армии).

В 1921 году поступил в студию Всеволода Мейерхольда.

Параллельно учился в Государственных экспериментальных театральных мастерских Наркомпроса РСФСР (ГЭКТЕМАС), которые окончил в 1926 г.

В 1922-1936 гг. выступал на сцене Московского театра имени В.Э. Мейерхольда.

В 1934 г. — актёр Рабочего театра Пролеткульта (худ. руководитель Сергей Эйзенштейн).

В 1936-1949 гг. — актёр и режиссёр Ленинградского театра комедии.

С 1946 г. — актёр и режиссёр Театра-студии киноактёра в Москве.

В кино дебютировал в 1934 г., снявшись в фильме «Поручик Киже».

На его счету более 30 ролей в кино, самая знаменитая — Король в сказке «Золушка».

Вместе с женой Хесей Александровной Локшиной снял несколько фильмов, в том числе «Обыкновенное чудо», «Принц и нищий» и другие.

В 1966 г. во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни» случилась авария. Эрасту Павловичу удалили один глаз, второй — практически не видел.

В середине 1970-х гг. актёра перестали приглашать в кино и театральные постановки.

Ушёл из жизни в Москве 4 сентября 1980 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Лукинский Иван Владимирович

Советский кинорежиссёр, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), Народный артист РСФСР (1969).

Родился 13 августа 1906 г. в г. Скопин Рязанской губернии.

В 1925—1929 гг. работал слесарем вагонных мастерских.

В 1929-1930 гг. учился в Московском планово-экономическом институте.

В 1935 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа.

В 1935—1937 гг. — режиссёр Сталинабадской киностудии, в 1948—1949 гг. — на Рижской киностудии.

С 1937 г. работал на киностудии "Союздетфильм" (Киностудия имени Горького), был ассистентом режиссера и вторым режиссёром. Был режиссером около 20 документальных и игровых фильмов.

Поставил классический фильм советского детского кино "Чук и Гек" (1953, премия V МКФ детских фильмов в Венеции, 1953; Большая премия Французской академии искусства, 1953). Самыми популярными его картинами стали "Солдат Иван Бровкин" (1955), "Иван Бровкин на целине" (1958), "Деревенский детектив" (1968).

Скончался  15 августа 1986 г. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Новиков Борис Кузьмич

Актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (1961), Народный артист Российской Федерации (1994).

Родился 13 июля 1925 г. в Ряжске Рязанской губернии.

Юный Борис Новиков воевал на фронтах Великой отечественной войны, а после окончания войны он был принят в Школу-студию Юрия Завадского, которую окончил в 1948 г., и стал актером Театра имени Моссовета. В 1963—1972 гг. работал в Театре Сатиры. С 1972 г. из-за болезни вынужден был оставить работу в театре, полностью посвятив себя кинематографу.

За свою творческую жизнь сыграл почти в 100 фильмах. Среди его героев: прогульщики, художники, бригадиры, начальники автоколонн, военные, завхозы, юноши и подростки. Особо удачно ему удавались эпизодические роли, благодаря чему он даже получил прозвище «Король эпизода».

Этапной работой в кинокарьере Бориса Новикова стала роль ювелира Исаака Либерзона в популярном остросюжетном телесериале «Адъютант его превосходительства». В начале 70-х годов на экраны страны вышел другой телесериал, ставший на многие десятилетия всенародно любимым – «Тени исчезают в полдень». Эта картина сделала из просто известного актера настоящую кинозвезду. Героем Новикова в фильме был Илья Юргин, он же Тарас, который  запомнился миллионам зрителей по своему прозвищу «Купи-продай».

Борис Новиков озвучил более 30 мультфильмов. Самый известный его мультипликационный герой – почтальон Печкин из Простоквашино.

Скончался 25 июля 1997 г. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Тарковский, Андрей Арсеньевич

Кинорежиссёр и сценарист, Народный артист РСФСР (1980).

Родился 4 апреля 1932 г. в  с. Завражье Костромской области. В 1943 г. семья приехала в Москву.

В 1951 г. поступил в Московский институт востоковедения на «арабский» факультет. Однако проучился там всего год. В 1952 г. в составе геологической партии отправился работать коллектором в Сибирь, на реку Курейку. Вернувшись из экспедиции, в  1954 г. поступил на режиссерский факультет ВГИКА, на курс М. И. Ромма, который с отличием закончил в 1960 г.

Снял 19 фильмов, самыми известными из которых стали «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис» «Зеркало», «Сталкер».

Рязанская земля занимала в жизни Андрея Тарковского особое место. Родиной второй его жены Ларисы Кизиловой была деревня Авдотьинка Шиловского района. Это место очень полюбилось Андрею Арсеньевичу. И в 1970 г. они купили дом неподалеку – в деревне Мясное (ныне поселок Мясной Путятинского района). Дом в Мясном стал для него единственным местом на земле, сравнимым с раем, как он пишет в своих дневниках, в «Мартирологе». Сюда он приезжал с 1970 по 1981 годы до своего отъезда в эмиграцию. Здесь в Мясном были написаны сценарии к фильмам «Зеркало», «Сталкер», «Солярис», статьи про кино, очерки, лекции по искусству и прочее. Последний раз Тарковский был в Мясном в декабре 1981 г. Всего через три месяца он уехал из России в Италию на съемки фильма «Ностальгия». Ему не было суждено вернуться на родину.

Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 г. Похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Фатюшин Александр Константинович

Заслуженный артист РСФСР (1984), лауреат премии за лучшее исполнение мужской роли на ВКФ в Риге (1977, за фильм «Весенний призыв»), кавалер Серебряной медали имени А. Довженко (1977, за фильм «Весенний призыв»), лауреат Государственной премии СССР (1984, за театральную работу).

Александр Фатюшин родился 29 марта 1951 года в Рязани. В школьные годы посещал театральную студию Дворца культуры профсоюзов. После школы поступил в ГИТИС на актерский факультет на курс к А. А. Гончарову. В 1973 г. окончил институт и поступил в театр имени Маяковского. Играл в спектаклях «Молва», «Жизнь Клима Самгина», «Бег», «Наполеон».

Через год состоялся его дебют на съёмочной площадке в фильме «Три дня в Москве» (реж. А. А. Коренев), а чуть позже в фильме «Осень» (реж. А. С. Смирнов).

В 1976 г. в фильме «Весенний призыв» (реж. П. Г. Любимов) Фатюшин сыграл свою первую главную роль, за которую был удостоен премии на Всесоюзном фестивале в Риге.

Фатюшин сыграл более чем в 40 фильмах, в основном второстепенных персонажей. В числе наиболее известных картин — «Москва слезам не верит», «Россия молодая», «Одиночное плавание», «Кодекс молчания», «34-й скорый».

Ушёл из жизни 6 апреля 2003 г. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.