Новая выставка в научной библиотеке музея — Рязанский кремль

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Вернуться к списку новостей

Новая выставка в научной библиотеке музея

К 155-летию со дня рождения скульптора Анны Семеновны Голубкиной в научной библиотеке музея-заповедника оформлена книжная выставка «Личность. Эпоха. Судьба».

Анна Семеновна Голубкина родилась 16 января 1864 г. в старинном городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московской области) в старообрядческой семье. Художественные способности будущего скульптора проявились в раннем детстве. Анна хорошо рисовала и лепила. Скромный достаток семьи заставил задуматься о заработке. Двадцатипятилетняя девушка уехала в Москву, где изучала технику обжига посуды и росписи по фарфору, училась в Классах изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста под руководством известного скульптора и педагога С. М. Волнухина. Свое образование Анна продолжила в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской академии художеств. Затем были поездки в Париж, обучение в студии Ф. Коларосси, работа в мастерской под руководством О. Родена, изучение техники работы по мрамору, посещение музеев Лондона. Свою преподавательскую работу А. С. Голубкина начала в 1899 – 1902 гг. в классах живописи и скульптуры Н. П. Ульянова и в Коммерческом училище имени цесаревича Алексея, а в 1920 – 1922 гг. она была профессором скульптуры в Высших художественно-технических мастерских в Москве. В 1905 – 1907 гг. Анна Семеновна принимала активное участие в событиях первой русской революции. В течение всей жизни она занималась общественной деятельностью: создала театр, артель уволенных с фабрики сапожников в Зарайске, Московский союз скульпторов-художников, была действительным членом Общества русских скульпторов. В 1974 году на ее родине был открыт мемориальный Дом-музей, входящий в состав музея-заповедника «Зарайский кремль», в экспозиции которого представлены личные вещи и подлинные работы мастера.

         Открывает выставку книга О. Добровольского «Голубкина», вышедшая в 1990 году в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей». Автор повествует о жизни и деятельности выдающегося русского скульптора. Издание снабжено краткой библиографией и дополнено фотографиями работ мастера.

         На страницах монографии А. А. Каменского «Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура» (1990) воссоздается образ Анны Семеновны на основе тщательного изучения архивных документов, писем художницы и свидетельств современников. Автор дает глубокую характеристику особенностей творчества, анализирует произведения. В книге более 200 цветных и тоновых иллюстраций.

         Книга С. И. Лукьянова «Жизнь А. С. Голубкиной» (1965) основана на достоверных фактах. Автор использует переписку и воспоминания современников. Читатель слышит живой голос художника. Мысли А. С. Голубкиной помогают понять ее творческий замысел, отраженный в произведениях. Книгу открывает предисловие народного художника, современника Анны Семеновны С. Т. Коненкова.

         На страницах сборника «А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников» (1983) впервые полно представлено ее эпистолярное наследие, внимательное изучение и упорядочение которого позволило более точно зафиксировать хронологические рамки важных жизненных событий, установить более точные даты некоторых произведений, устранить ошибку в библиографии о художнике. Сохранившиеся письма матери, написанные с волнующей любовью, не раз поддерживали Анну Семеновну в трудную пору сомнений и переживаний. На страницах писем из Зарайска, Москвы и Парижа прослеживается жизненный и творческий путь художника, ее первые шаги в искусстве, ее надежды, сомнения и трудности. Представляют интерес несколько писем Анны Семеновны к художникам О. Родену, В. А. Серову, Л. А. Губиной, А. А. Хотянцевой. В сборнике публикуется «Автопортрет» А. С. Голубкиной, найденный  у московского скульптора Е. М. Коварской во время архивных поисков, связанных с подготовкой издания. Единственное литературное произведение А. С. Голубкиной «Несколько слов о ремесле скульптора» органично вписывается в книгу документальных свидетельств о жизни великого мастера.

         Для посетителя выставки представляет интерес издание А. С. Голубкиной «Как создается скульптура. Несколько слов о ремесле скульптора» (1965). Впервые этот замечательный трактат вышел в свет в 1923 году в издательстве М. и С. Сабашниковых тиражом 1000 экземпляров. Записки – так обозначила жанр сама автор – она посвятила своим ученицам и ученикам. В них содержатся советы начинающим ваятелям, художественные взгляды мастера, грамота ремесла и порядок работы. «Несколько слов о ремесле…» предостерегали учащуюся молодежь от грубого ремесленничества, от бездушного и бездумного выполнения скульптурных работ. Книга иллюстрирована произведениями самого автора, О. Родена, П. Трубецкого, С. Т. Коненкова и других скульпторов. Она неоднократно переиздаваалась. На выставке так же представлено отдельное издание этой работы, вышедшее в свет в 1960 году.

         В сборнике «Голубкина, Коненков и некоторые вопросы развития русской скульптуры нового времени: Статьи. Материалы. Сообщения» (2015) опубликованы материалы, посвященные юбилеям мастера и 90-летию со дня открытия ее первой персональной выставки 1914 года, раскрывающие различные аспекты жизни и творчества. Статья Т. В. Галиной «Старичок на солнышке» – неосуществленный замысел А. С. Голубкиной» касается раннего периода творчества Анны Семеновны. По мнению автора статьи, ранние работы скульптора свидетельствуют о росте профессионального мастерства, самобытном языке пластических форм. Обобщая исследование, Т. В. Галина сделала вывод о разнородности работ, в которых художник реализовала размышления о человеке на пороге земного бытия, пытающегося обрести смысл и оправдание прожитой жизни. Автор статьи наметила новый аспект исследования – понимание старости, как хранительницы мудрости и истины, понимание самой истины, как плода долгого пути постижения и накопления знаний. Сообщение хранителя музея-мастерской скульптора А. С. Голубкиной в Москве А. А. Анциферова «Неоконченный танец» посвящено истории утерянной скульптуры «Железный», выполненной в камне. Используя документы из архива ММГ, автор прослеживает сходство скульптур «Железный» и «Бюст мужской» с рисунком «Набросок женской головы с вьющимися волосами» и делает предположение о прототипе для этих произведений. Кроме этого в представленном сборнике опубликованы работы Л. Н. Коноваловой «Хорошие люди были Голубкины…» – воспоминания жительницы Зарайска А. И. Кузнецовой (Михалевой) о жизни и творчестве художника на ее родине, Е. В. Яхненко «Керамические произведения А. С. Голубкиной», О. В. Калугиной «Творческий метод как модель обучения художника. К проблеме педагогической методики Анны Семеновны».

         На страницах альманаха «Подмосковный летописец» (2015) опубликована статья Л. Коноваловой «Скульптор А. С. Голубкина и народный театр в Зарайске». В ней автор повествует о приобщении художника к сценическому искусству, о месте театра в ее жизни и творчестве, об истории создания самодеятельного театра в родном Зарайске (1908 – 1911 гг.). При создании декораций и бутафории Анна Семеновна использовала блестки и кусочки жести, простые мешки и обычную веревку, осколки зеркала. Это был подлинный синтез искусств, новое слово в художественной жизни той поры. Народный театр пользовался успехом у жителей города. Он стал частью истории, оживил общественную жизнь, позволил раскрыться таланту многих молодых людей.

         На страницах «Российского научного журнала» (2009) опубликована статья Т. А. Черниковой «Влияние Огюста-Рене Родена на творчество русского скульптора А. С. Голубкиной: учитель и ученица», в которой рассматривается ее переломный период творчества во время пребывания в Париже в 1897 – 1898 гг., обучения в мастерской Франсуа-Огюста-Рене Родена. Благодаря поддержке учителя Анна Семеновна утверждается в собственном таланте, способности лепить так, как никто другой, и возвращается в Россию с новыми творческими замыслами и надеждами.

         Выставку дополняют статьи из периодической печати, фотоальбом произведений и очерки о жизни и творчестве великого русского скульптора.  

Вернуться к списку новостей