27 июня – 140 лет со дня образования музея РУАК
В народе целителей-мучеников Флора и Лавра почитали как покровителей коней, им было принято молиться об избавлении от конского падежа. День их памяти – 18 августа называли «лошадиным праздником». В этот день было запрещено работать на лошадях и даже запрягать их. Табун сытно кормили овсом и гнали к реке на водопой и купание. После купания коням расчесывали хвосты и гривы, вплетали в них красивые разноцветные ленты и вели к церкви для «конной молитвы», кропили святой водой. Эти радостные веселые празднества сопровождались шумными народными гуляниями, играми и скачками на лошадях.
Этот момент праздника – купание коней – и запечатлен в нижней части иконы. Гонят лошадей к реке святые братья-мученики, покровители лошадей, Сиф, Елисиф и Егласиф. Загадочные прозвания – это искаженные греческие имена Спевсипп («ускоряющий бег коня»), Елевсипп («гонящий коня») и Мелевсипп («ухаживающий за конем»). Считается, что до того, как братья приняли христианство, они служили при храме Немезиды и ухаживали за посвященными богине лошадьми.
Еще двух коней держит под уздцы, вручая их святым Флору и Лавру, архангел Михаил. На иконах из собраний других музеев это изображение может дополняться надписью: «Святый Михаила Архангелъ дает власть святым Фролу и Лавру над коньми», «Святый архистратиг Михаилъ вручает стадо конское Флору и Лавру», «Ангел Господень поручает Флору и Лавру стадо».
Икона «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре» перешла к А.А. Марину вместе с имением в д. Яковлевичи Горицкого уезда Могилевской губернии, купленным в 1866 г. Этот первый экспонат музея РУАК бережно хранится в фондах РИАМЗ.
Первоначально музей и комиссию по предложению рязанского губернатора князя Константина Дмитриевича Гагарина приютил в своем помещении Губернский статистический комитет, размещавшийся в здании Присутственных мест. Но значительный рост коллекций музея приводил к тому, что перед членами РУАК постоянно вставал вопрос о более просторных и удобных помещениях. Коллекция музея пополнялась за счет раскопок, покупок и пожертвований и от частных лиц, и от разнообразных учреждений, в том числе храмов и монастырей. В 1885 г. собрание музея составляло, помимо коллекций монет, черепов и окаменелостей, 245 предметов, в 1887 г. – 480.
В 1890 г. с целью сделать историко-археологический музей доступным для публичного посещения, его переводят на первый этаж Присутственных мест. Здесь он занял три комнаты, общей площадью 168 квадратных аршин (примерно 85 м²). Торжественное открытие состоялось 16 (28 декабря) 1890 г. Музей был открыт для посещений ежедневно, с 12:00 до 14:00, а по воскресеньям – до 15:00. Вход был бесплатным.
Размеры помещения, тем не менее, не позволяли разместить для обзора публики все предметы, хранившиеся в собрании музея. Теснота и нехватка места с каждым годом становились все ощутимее. В небольших комнатах порой скапливалось до 500 человек. Необходимы были и отдельные помещения для хранения. В 1892 г. музей обладал коллекцией в 10727 предметов.
С 1893 г. хранителем музея РУАК являлся историк, археолог Алексей Иванович Черепнин (1841–1905). Вместе с Иваном Ивановичем Проходцовым (1874–1941) они проводили экскурсии для посетителей.
Уже в 1897 г. остро стоял вопрос о постройке отдельного здания для исторического музея РУАК. Но из-за нехватки средств это не было осуществлено. В более просторное здание музей РУАК переехал только в 1918 г., уже после революции. Его коллекции составили основу собрания Рязанского губернского музея, который разместился при Губернском отделе народного образования, в здании бывшей Губернской земской управы (ныне Администрация г. Рязани). А в 1923 г. музей переехал на территорию Рязанского кремля, где находится уже более ста лет.
Истекло 140 лет со дня заседания, положившего начало музею в Рязани. Собрание РИАМЗ к настоящему моменту включает в себя около 274 000 предметов. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник получил в свое распоряжение новое, современное здание, где формируются новые экспозиции, продвигаются в жизнь новые идеи, новые формы деятельности.