Игрушечная история для взрослых и детей
Почти в каждой семье есть особенная коллекция, которую собирают, пополняют и передают из поколения в поколение, не задумываясь о ее материальной ценности. Предметы из этой коллекции несут не только чувство радости, ощущение сказки, но и возвращают дорогие мгновения детства. Вот она – волшебная коллекция новогодних украшений и елочных игрушек! Очень часто, рассматривая ее, мы вспоминаем особенные, семейные истории, которые хранит каждая игрушка.
Церемония открытия выставки прошла в фойе Детского центра. Гостей встречали работы воспитанников детской школы искусств, а прекрасным дополнением к ним стала нарядная елка. Ее украсили игрушками, которые с любовью готовили воспитанники Детской школы искусств № 1 и студии «Колибри».
Директор Рязанского исторического музея Олег Робинов выразил благодарность всем участникам данных проектов.
«Сегодня мы собрались вокруг елки, украшенной детьми, – отметил он. Это особое удовольствие, когда ребята наряжают елку. Для каждой семьи – это настоящее таинство. Елка всегда создает настроение, неважно какая погода за окном».
На первый взгляд, елочная игрушка является всего лишь элементом украшения одного краткого праздничного периода в году. Однако со временем у нее менялась не только форма, материл, технология и стиль исполнения, менялась и ее роль.
«Когда вы будете гулять по выставке, вы прикоснетесь к истории игрушек, сможете проследить, как они менялись со временем. Например, здесь можно увидеть много разных Дедов Морозов, но почти нет Снегурочек. Помню, у нас в детстве тоже было много ватных Дедов Морозов, одного из них я даже передал в московский музей», – сказал Олег Юрьевич.
История игрушки в России насчитывает около двух столетий, связанных с празднованием Рождества и Нового года. В Российскую империю елочные украшения пришли из Германии в первой половине XIХ века вместе с рождественской елью как символом Рождества Христова. При Николае I из императорского дворца рождественская елка с традицией семейного празднования начала быстро распространяться на дома знатных семейств. Во второй половине XIX века мода украшать елки появилась не только в крупных городах, но и во всей России. Однако фабричные елочные украшения, в основном привозимые из Европы, были для многих непозволительно дорогим удовольствием. Даже в первые десятилетия ХХ века наряженную елку устанавливали преимущественно в домах городской знати и интеллигенции. В низшей городской, а тем более в сельской среде, не было принято украшать на праздники елку. Тем не менее, уже в 1910-х годах популярны становятся благотворительные елки, проводимые даже в сельских школах. К этому времени и в России начали в изобилии изготавливать елочную игрушку кустарным и фабричным способом.
Революционные вихри 1917 года нарушили прежнее социальное устройство общества, но далеко не сразу коснулись Рождества. На протяжении первой половины 1920-х годов елка успешно уживалась с новыми революционными праздниками и была особо востребована в детской среде. Но режим ужесточался, и с 1925 г. советская власть стала запрещать елку, дойдя до полной ее отмены, как буржуазного пережитка прошлого.
Идейный «оптимизм» нового времени разом вернул ее в 1936 году, но уже не как рождественскую, а новогоднюю. Елка снова появляется в домах советских детей, в яслях, в детских садах и школах, даже в Кремле, а елочная игрушка теперь является не сакральным символом, но средством воспитания и социальной пропаганды.
В молодой советской стране должны были возникнуть новая мифология и новые герои, которые могли бы заменить волхвов и младенца. Но в случае с елкой эта смена породила, возможно, самую трогательную и человечную традицию советского времени – новогодние праздники.
Даже в трудные времена, при любом социальном строе дети с прекрасным упорством продолжают верить в сказку. Не случайно, Новый год становится в СССР любимым семейным праздником, а наряженная елка – его чудесным символом. Закономерно, что в последнюю четверть ХХ века из новогоднего ассортимента практически полностью уходит идеологический аспект, и еловые ветви украшают фонарики, шары, шишки и сосульки.
Экономические и социальные преобразования 1990-х годов дали возможность вернуться к традициям Рождественских торжеств, не отменяя, конечно, новогодних праздников. Сюда добавился живой интерес наших сограждан к восточному календарю, что позволило появиться на ветвях новогодней ели огромному разнообразию украшений с различной символикой, в разных стилях, материале и технике изготовления.
Новогоднее дерево для многих теперь – место приложения творческих сил и смелых идей. Елка стала элементом праздничного дизайна, отдельным арт-объектом, что не мешает ей оставаться предвестником зимних чудес!
Экскурсию для гостей провела сотрудник выставочного отдела, куратор выставки Полина Чумичева.