Выставка «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…»
Для молодой Советской Республики пропаганда и агитация имели исключительное значение. В трудное время, когда большинство печатных станков бездействовало, а газет не хватало, художник-сатирик М. Черемных, работавший в московском отделении РОСТА, предложил выпускать плакаты, где текст сопровождался серией рисунков. Это делало плакат более привлекательным и доходчивым. Поначалу подобные сатирические плакаты выставлялись в окнах-витринах магазинов. Это дало подобным изданиям необычное название – «Окна РОСТА». В образной форме рисунки разъясняли трудящимся декреты Советской власти, разоблачали и высмеивали врагов революции. Идея М. Черемных увлекла многих художников и поэтов. Быстро оценил агитационные возможности нового жанра В.В. Маяковский, он же сформулировал главную задачу «Окон РОСТА»: «Создать произведения, способные остановить на ходу бегущего». С его приходом изменился и текст под рисунками – это была уже не строка сообщения, а ее литературный парафраз. Так рождался новый художественный язык. В то же время необходимость работать быстро заставила находить четкие композиционные решения, точный образ. Среди участников выпуска «Окон» были такие известные писатели и художники, как Ю. Олеша, Э. Багрицкий, А. Дейнека, Б. Ефимов, Н. Куприянов, С. Городецкий, В. Хлебников.
На выставке в Рязанском кремле представлены 12 плакатов «Окон РОСТА» авторства В. Маяковского, М. Черемных и В. Лебедева, а также агитационный фарфор 1920-х гг. из фондов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.