Шедевры древнерусского лицевого шитья из коллекции музея-заповедника экспонируются на выставке в Минске
В их числе - воздух «Евхаристия» 1485 года со сценами жития Иоакима, Анны и Марии на каймах. Это древнейший памятник лицевого шитья, связанный с Рязанью, вклад великой княгини Анны Васильевны (дочери великого князя московского Василия Васильевича Темного, жены рязанского князя Василия Ивановича) в Успенский (ныне – Христорождественский) собор Кремля — усыпальницу рязанских князей. На Руси лицевое шитье всегда было элитарным искусством, распространенном при дворах монархов и феодальной знати. Многие вышитые произведения рождались при женских монастырях. Главным инструментом выступала игла. Роль красок исполняли шелковые, золотые и серебряные нити. Лицевое - это вышивание с образами людей, фигур и ликов, причем исключительно на религиозную тему, поскольку все изделия предназначались для церковного обихода.
Предметы древнерусского лицевого шитья впервые покинули музей-заповедник двадцать лет назад, в начале 90-х гг., в составе объединенной выставки тогда еще Советского Союза, которая устраивалась в Ватикане. Вторая поездка культовых памятников произошла в прошлом году в белорусский город Гомель. И вот, наконец, экспонирование в столице братской Беларуси Минске, которое продлится до конца мая.