Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

В Архангельском соборе новая выставка

В Архангельском соборе новая выставка

В Архангельском соборе Рязанского кремля размещена выставка, посвященная художнику-иконописцу Н.В. Шумову. Это имя долгое время не пользовалось широкой известностью, хотя во второй половине XIX века творчество художника было чрезвычайно плодотворно. Его работы можно было встретить в сотнях рязанских церквей, они находились во многих церквах и соборах столичных епархий, в храмах Иерусалима и Святой горы Афон. Долгие десятилетия творчество талантливого иконописца умалчивалось, а самая большая часть его наследия: иконы, иконостасы, храмовые настенные росписи разделили участь тех церквей, в которых находились – были уничтожены в годы советской власти.

Сегодня то немногое, что сохранилось из наследия художника, становится известным нашим современникам.

Музей-заповедник уже не раз представлял работы Н.В. Шумова на выставках. Первые из этих экспозиций были развернуты еще в 1980-е годы. Сегодня музей-заповедник отмечает 100-летие со дня кончины Н.В. Шумова. На новой выставке творчества Шумова представлено около 50 экспонатов. Здесь можно увидеть эскизные рисунки с автографом, которые использовались для работы над росписями в Христорождественском соборе Рязанского кремля, рисунки иконостасов для некоторых рязанских церквей, иконы с изображением святителя Василия и св. мученика Романа, Боголюбская икона Пресвятой Богородицы, парадные портреты Рязанских владык, юбилейная фотография семьи Шумовых и др. Кроме предметов из фондовых коллекций музея, можно видеть иконы, специально представленные на выставку историко-архивным отделом Рязанской епархии – это святой образ пророка Исайи, икона-медальон Святителя Василия из православной семинарии и репродукции работ Н.В. Шумова из Серафимо-Дивеевской иконописной мастерской, организатором которой в XIX столетии был талантливый художник. Кроме того, в Архангельском соборе в световом барабане можно видеть сохранившиеся со второй половины XIX росписи, которые выполнял художник-иконописец Н.В. Шумов.


Развернуть новость

Рязань в работах С.М. Прокудина-Горского за 1912 год

Рязань в работах С.М. Прокудина-Горского за 1912 год

В России имя фотохудожника, ученого-фотохимика, педагога, издателя С.М. Прокудина-Горского в первую очередь известно как имя человека, создавшего цветную фотографию.



В 1861 году Джеймс Клерк Максвелл впервые продемонстрировал возможность получения цветного изображения путем одновременного совмещенного проецирования красного, синего и зеленого диапозитивов. Это событие сейчас считается отправной точкой в истории цветной фотографии. Но одно дело доказать возможность, а совсем другое — получить устойчивый практический результат. Существует расхожее мнение, что первый такой результат был получен только в 30-х годах XX века с изобретением цветной фотопленки. Однако это не совсем верно. Уже в самом начале XX века (1903-1906 гг.) практические результаты были получены нашим соотечественником Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.

С.М. Прокудин-Горский родился в Петербурге в 1863 году. В детстве он посещал Императорский Александровский лицей, затем поступил в Технологический институт, обучался и у Д.И. Менделеева. С 1897 года Прокудин-Горский являлся членом фотографического отдела Императорского русского технического общества, старейшего фотографического объединения в России. Позже, в 1906 году, был избран его председателем. Он был организатором первых в России курсов практической фотографии. С 1906 года был редактором и издателем самого лучшего в те годы фотографического ежемесячника «Фотограф-любитель». Собственная фотомастерская Прокудина-Горского, считавшаяся одной из лучших в России, печатала прекрасные автотипии.

Но все-таки главной заслугой этого незаурядного человека можно считать техническое воплощение (изобретение) уникального метода получения цветного фотоизображения. Применение своему замечательному изобретению Прокудин-Горский нашел не менее достойное – он мечтал «запечатлеть все достопримечательности нашего обширного государства в натуральных цветах».

В 1909 году в Царском Селе состоялась демонстрация цветных фотоснимков перед Государем Императором Николаем II. Демонстрация прошла очень успешно, работа Прокудина-Горского заинтересовала Государя. В результате министр путей сообщения С.В.Рухлов получил указание всячески содействовать фотографу в его работе по созданию «Коллекции достопримечательностей России», и все указания были четко выполнены. По Высочайшему повелению мастеру был предоставлен специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях выделялся пароход с полным набором команды, маленький пароход, способный идти по мелководью с прицепной баржей. «Во время моих поездок по России, - вспоминал Прокудин-Горский, ? я имел в кармане два нужных для работы документа. Первый – Высочайшее повеление о полном доступе во все места Российской Империи, чего бы это ни касалось, а второй – приказ надлежащего Министерства об оказании всяческого содействия со стороны местных властей». Конечной целью Прокудина-Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций». Кроме съемок природных, художественных, религиозных и военных памятников Российской империи, Прокудин-Горский получал и особые поручения от Министерства путей сообщения на съемку ее специальных сооружений: плотин, выемок для железнодорожных путей, мостов, навигационных средств, семафорных сигнальных установок, спасательных станций, мостов, дамб и т.д. Первую серию съемок закончили в июле 1909 года. Систематическая регулярная работа по созданию коллекции продолжалась до 1913 (15) года.

Дальнейшему осуществлению этого замысла помешала нехватка собственных средств (государством денег не выделялось) и начало I Мировой войны. Судьба отснятых материалов оказалась под угрозой. После Октябрьской революции, в 1918 году, Прокудин-Горский эмигрировал через Финляндию и Норвегию в Лондон, а затем во Францию. Чтобы спасти хотя бы часть коллекции, фотограф вывез во Францию около двух тысяч негативов – громоздкие ящики со стеклянными негативами весили несколько пудов. Часть коллекции осталась в России, но следы ее пока не обнаружены, велика вероятность, что она погибла. После фашистской оккупации Франции, когда негативы чудом удалось спасти, сыновьям С.М. Прокудина-Горского пришлось продать всю коллекцию Библиотеке Конгресса США, благодаря чему она и сохранилась.

Долгие годы на родине не было ничего известно об этой уникальной коллекции. Но в США был выпущен альбом «Фотографии для царя», составленный из материалов Библиотеки Конгресса профессором Робертом Алхаузом. А в 2003 году в Москве в Музее архитектуры им. Щусева прошла выставка, организованная при содействии сотрудников Библиотеки Конгресса США, на которой были продемонстрированы фотоснимки из коллекции Прокудина–Горского, сделанные с его стеклянных цветных негативов с помощью компьютерных технологий. Среди этих снимков был и снимок Успенского собора Рязанского кремля, который нас заинтересовал.

Подводя во Франции итог проделанной работе по созданию «Коллекции достопримечательностей России», Прокудин-Горский протокольно напишет: «Обслужены были: 1) – Мариинский водный путь; 2) – Туркестан; 3) – Бухара(старая) 4) – Урал в отношении промыслов; 5) – Вся река Чусовая от истока; 6) – Волга от истоков до Нижнего Новгорода; 7) – Памятники, связанные с 300-летием Дома Романовых; 8) – Кавказ и Дагестанская область; 9) – Мугальская степь; 10) – Местности, связанные с воспоминаниями о 1812 годе (Отечественная война); 11) –Мурманский железнодорожный путь. Кроме того, есть много снимков Финляндии, Малороссии и красивых эффектов природы».

Мы полагаем, что эти снимки могут представлять интерес для историков, исследователей рязанской старины. Уже сам по себе факт существования цветных фотоснимков города и региона, относящихся к 1912 году, когда цветная фотография практически никем, кроме Прокудина-Горского, не использовалась, нам кажется примечательным.

Цветные снимки, сделанные С.М. Прокудиным-Гроским в самом начале XX века, удивительное, уникальное явление своего времени. А цветные фотографии Рязани и Рязанской губернии 1912 года представляют собой новый материал для интересных научных исследований по истории создания фотографии, а также по истории города и его архитектуры в этот период.

Однако относиться к этим фотоизображениям, как к единственному документальному источнику, на котором можно основывать серьезные научные изыскания, на наш взгляд, не стоит. Эти исследования должны быть комплексными, с привлечением специалистов из разных областей - реставраторов, историков, фотографов-профессионалов. Во-первых, мы имеем лишь электронные копии самих негативов. А получение позитивного изображения ведется с помощью компьютерной обработки, способом, по своему принципу максимально близким к тому, каким пользовался сам фотограф, но не тем же самым. Во-вторых, до того, как это научное наследие замечательного фотографа попало в Библиотеку Конгресса США, судьба его была непростой, и условия хранения не всегда благоприятными. Поэтому сейчас нам трудно судить о тех возможных изменениях эмульсионного слоя негативов, которым подвержены любые фотоматериалы за такой срок хранения.



Научные сотрудники

Рязанского

историко-архитектурного

музея-заповедника

Е. В.Чумичева, Ю.В. Морковкин


Развернуть новость

Новая экспозиция музея-заповедника «Российское воинство»

Новая экспозиция музея-заповедника «Российское воинство»

Новая экспозиция музея-заповедника

Посетители новой экспозиции музея-заповедника могут увидеть карту Засечной черты, которая в XVI-XVII вв. была мощной, длиной около тысячи километров, линией обороны государства, кольчугу и бахтерец, модель скампавеи (небольшой галеры), каски кирасиров, штандарт рязанского ополчения 1812 года, крестики, образы св. Георгия Победоносца и св. благоверного князя Александра Невского, личное знамя генерала М.Д. Скобелева, залитые кровью документы солдата Великой Отечественной войны А.М. Журавлева и многие другие экспонаты.

Оригинальное художественное воплощение и современный дизайн – отличительные черты новой экспозиции. Она представляет этапы истории российского воинства на его многовековом пути от княжеской дружины до технически оснащенной армии XX века, раскрывает роль армии в переломные моменты русской истории. «Российское воинство» стало своеобразной летописью великих побед отечественного оружия и галереей национальных героев.

Жизнь средневековой Руси – это постоянные сражения. Ядром древнерусского войска были первые профессиональные воины – дружинники, при необходимости к ним присоединялись ополченцы: горожане и земледельцы. Пройдя войны с печенегами и половцами, c монголо-татарами, шведами и немцами, бывшие княжеские земли объединились в мощное государство – Московскую Русь. В петровское время была сформирована русская военная доктрина, суть которой – сохранение национальных традиций, воспитание и тренировка солдата, гибкая тактика, согласованность в действиях, результатом чего должна стать «победа малой кровью». Отечественная «наука побеждать» – это творение целой плеяды полководцев: А.В. Суворова и А.П. Ермолова, М.Б. Барклая де Толли и П.И. Багратиона, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.Д. Скобелева, Г.К. Жукова.

Много славных Побед, иногда мучительных поражений переживала Россия во времена, вместившие многовековую борьбу за национальную независимость, Отечественные войны 1812 и 1941-1945 гг., горестную крымскую компанию, войны за утверждение геополитических интересов Российской империи.

Экспозиция дает представление о высоких принципах российской армии, о чести, долге, самоотверженности, стойкости, верности, учит дорожить наследием прошлого, чтобы чуть больше задумываться о будущем. Экспозиция «Российское воинство» открыта в память 60-летия Великой Победы.


Развернуть новость