Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Реплики археологических находок

Старая Рязань – первая столица княжества Рязанского, город-страж юго-восточных окраин Руси, город со славной историей и трагической судьбой. Достигнув наивысшего расцвета к середине XII в., став одним из крупнейших древнерусских городов, Старая Рязань первой встала на пути полчищ хана Батыя зимой 1237 г. О былом величии стольного города сейчас напоминает городище с остатками мощных укреплений, расположенное в 65 км от современной Рязани. Археологические находки, в том числе знаменитые клады, раскрывают для потомков уникальный мир материальной и духовной культуры домонгольского времени.



Височные кольца. Семилопастные височные кольца – украшение, типичное для женского убора летописного племени вятичей, обитавшего в бассейне Верхней и Средней Оки. Кольца (усерязи) подвешивали на ремешках к головному убору, иногда укрепляли в волосах. Орнамент содержит водные, солярные знаки. В прочтении декора преобладает тема плодородия. Единичные экземпляры височных колец сплошь покрыты орнаментом. Такие «нарядные» украшения считают принадлежностью свадебного убора.

Подвеска.

Коньковые подвески-амулеты бытовали в древнерусское время, особенно характерны для области расселения смоленско-полоцкой группы кривичей. Носили их обычно на груди с левой стороны на специальных цепочках или кожаных ремешках, реже в составе ожерелий. Трактовка изображения животного спорна. Некоторые исследователи видят в нем не коня, а рысь. Обереги в виде рыси, как бы готовой к прыжку, могли считаться надежной охраной.  Кроме того, такие амулеты всегда украшены кружковым декором, что может имитировать шкуру «лесной кошки» с пятнами-«пестротинами», и в то же время привносить солярную символику для усиления действия оберега.

 

Подвеска.

Подвеска в форме креста в круге – амулет, связанный с древними космогоническими верованиями, с солярным культом. Такие украшения носили обычно в ожерелье по нескольку штук. Особенно часто подобные подвески встречаются на памятниках вятичей и смоленских кривичей. Неслучайно сочетание двух символов – креста и круга. Крест – древнейший символ огня земного и огня небесного – солнца.

Подвеска.

Подвеска-лунница относится к амулетам с несомненным магическим значением. Она могла использоваться как в качестве отдельной подвески, так и в составе ожерелья, совместно с другими оберегами. Носили такие ожерелья на шее, одной из наименее защищенных частей тела. Зачастую лунницы рассматривают как девичье украшение. Форма подвески в виде полумесяца, обращенного рогами вниз, может толковаться как знак луны и небосвода. Почитание луны – наследование раннеземледельческих верований.

Подвеска.

Подвеска с так называемым «двуовальным» знаком – один из видов оберегов, входящих в состав ожерелий. Носили ожерелья с амулетами на шее, одной из наименее защищенных частей тела. Подвески с «двуовальным» знаком часто находят в курганах радимичей. На Старорязанском городище, помимо непосредственно украшения, была обнаружена литейная форма для их изготовления. «Двуовальный» знак является одним из вариантов символов плодородия, аграрной магии и широко известен в древностях западной Балтики. Оба овала покрыты выпуклы-ми точками, что трактуется как капли дождя.

 

Подвеска.

Подвеска с декором «засеянное поле», судя по широкому распространению на славянской территории, была популярна в древнерусское время.  Амулет является символом плодородия. Он тесно связан со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины. Считается непременным атрибутом женского костюма, так как символизировал счастье новой семьи, рождение детей.

Подвеска.

Подвеска-топорик считается оберегом, связанным с культом Перуна, славянского бога-громовержца. Некоторые экземпляры орнаментированы кружками и зигзагами, символами солнца и молний. Самые ранние топорики найдены в Киеве в дружинных захоронениях X в. и выполнены из железа. С XI в. началось их серийное изготовление из бронзы, появились стандартные формы в виде широколезвийных секир. Подвески-топорики считаются отпугивающими амулетами, защищающими владельца от внешнего зла. Носили их при себе отдельно или в комплекте с другими оберегами.

Подвеска.

Крестовидные подвески с концами в виде трилистников частая находка на памятниках домонголького времени. Крест – «знак знаков», который с доисторических времен служил охранительным символом почти во всех культурах мира. В христианской культуре «процветший крест» – символ «Животворящего Креста» Голгофы как надежды на всеобщее воскресение. Крестовидные подвески могли носить в составе ожерелья, на одной цепочке с другими амулетами. Подобные комплекты украшений выполняли, как охранительную, так и декоративную функцию.