Новости
Само совершенство

4 АПРЕЛЯ в Музейном центре РИАМЗ состоится открытие выставки из естественно-научной коллекции музея-заповедника. Выставка посвящена одним из самых совершенных и удивительных творений природы – птичьим яйцам.
Более 100 лет назад наш земляк, орнитолог-любитель Евграф Яковлевич Катин собрал значительную коллекцию птичьих яиц: около 3000 яиц более чем 670 видов птиц. Яйца для своей коллекции Е.Я. Катин получал из разных уголков планеты: в журнале коллекции указано более 80-ти таких мест – от Дальнего Востока России до Исландии и Северной Америки. В 1920 году коллекция поступила в музей.
В коллекции представлены крупные яйца пеликанов, фламинго и лебедей, крохотные – корольков и славок, голубые – дроздов, коричневые - соловьев и крапчатые – козодоя. На выставке можно будет увидеть шарообразные яйца, которые откладывают совы и щурки, и грушевидные яйца кайр и чистиков.
Эти удивительные экспонаты смогут увидеть посетители выставки, познакомившись с разнообразием «хрупкого мира» птичьих яиц. Также на выставке представлены чучела некоторых птиц, яйца которых собраны в коллекции.
Открытие выставки состоится 4 апреля в 16.00 в Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (ул. Соборная, 22).
ВХОД СВОБОДНЫЙ.
Как я такой получился. Родословное древо Эраста Павловича Гарина

29 МАРТА в 16.00 в Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника состоится лекция Екатерины Дворниковой.
Человек не появляется из ниоткуда. Нашему рождению предшествовала череда событий, на первый взгляд случайных, которая и позволила этому случиться. Люди встречались, женились, рождались дети... И это повторялось множество раз, пока не появились вы. Или герой нашего рассказа. Генеалогическое исследование позволяет проследить цепочку этих событий, сложить их в единое древо, чтобы получилась семья.
Эраст Павлович Гарин родился в Рязани, но его предки вобрали в себя сразу несколько городов и очень разных семей по своему статусу и сословию. Будем разбираться в этом вместе.
Лекция пройдет в рамках выставки «Так и быть! Остаюсь!».
ВХОД СВОБОДНЫЙ.
Клуб археологов

29 марта состоится очередное заседание Клуба археологов им. В.А. Городцова.
На заседании выступит сотрудник Старорязанской археологической экспедиции, лаборант Института археологии РАН Александр Артамкин. Тема его доклада «Работы Старорязанской археологической экспедиции в 2022-2024 гг.: исследования в Рязани и раскопки селищ в долине р. Шумки».
Заседание клуба пройдет в Эколаборатории Музейного центра РИАМЗ по адресу: Рязань, ул. Соборная, 22. Начало в 15.00.
РИАМЗ проводит аккредитацию и переаккредитацию внешних экскурсоводов!

11 апреля 2025 г. РИАМЗ проводит аккредитацию внешних экскурсоводов по территории Рязанского кремля и городища Старая Рязань, а так же переаккредитацию и выдачу новых свидетельств взамен выданных в 2023–2024 гг. и утративших силу.
Заседание аккредитационной комиссии будет проходить 11 апреля 2025 г. в 16:00, в здании Музейного центра имени А.И. Солженицына по адресу: ул. Николодворянская, 24/42.
Сроки подачи документов и предоставления материалов – до 8 апреля. С положением об аккредитации внешних экскурсоводов на право проведения экскурсий для организованных групп на территории ФГБУК «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» можно ознакомиться на официальном сайте РИАМЗ: https://ryazankreml.ru/about/582/
Разовый первичный аккредитационный сбор для соискателя на внешнего экскурсовода РИАМЗ составит 5 000 руб.
За повторную и каждую последующую попытку аккредитации в случае отрицательного решения комиссии по аккредитации взимается сбор в размере 500 руб.
Сбор за переаккредитацию по истечении срока – 1 000 руб.
Сбор за предоставление электронных материалов, отдельные персональные занятия с методистом и (или) научным сотрудником музея-заповедника по объектам показа на территории (по желанию за дополнительную плату) в размере 1 500 руб.
Эту сумму до начала мероприятия необходимо внести в кассу музея и предъявить чек комиссии. Подробности можно уточнить по адресу электронной почты: akkred.riamz@yandex.ru
160 лет со дня подписания концессии на строительство железной дороги от Рязани до Козлова (ныне Мичуринск) и утверждения устава акционерного общества по постройке Рязано-Козловской железной дороги (1865)

Задумывались ли вы, отправляясь в железнодорожное путешествие в южном направлении со станции Рязань-2, об истории этого участка пути? А между тем, вокзал и сама «чугунка» от Рязани до Мичуринска появились еще в середине XIX века. К тому моменту уже использовалась первая железнодорожная ветка, соединившая в 1864 г. Москву и Рязань.
Первоначально планировалось вести линию от Москвы до Саратова, но в связи с нехваткой средств у акционерного общества «Саратовская железная дорога» ограничились нашим городом.
Вновь ходатайство о постройке дороги от Рязани до Саратовачерез Козлов (совр. Мичуринск) и Тамбов было подано предпринимателем, председателем правления общества Московско-Рязанской железной дороги Павлом Григорьевичем фон Дервизом в конце 1863 г. Концессия на строительство первого участка пути была учреждена 12 (24) марта 1865 г. Тогда же утвержден Устав акционерного общества «Рязано-Козловская железная дорога». Оптовым подрядчиком строительства был вновь выбран Карл Федорович фон Мекк, руководивший всеми работами. Участок железной дороги Рязань – Козлов составлял 197 верст и был введен в эксплуатацию уже 5 (17) сентября 1966 г., то есть, всего через полтора года после начала работ. Это одна из первых в России линий, построенная на средства частного капитала. Проложенная вдоль древнего гужевого пути из юго-восточных степей в Москву, она довольно быстро начала приносить прибыль за счет перевозки хлебных грузов. Количество грузов нарастало, и в 1870 г. за счет ссуды из казенных средств был открыт второй путь. Рязано-Козловская железная дорога стала одной из самых доходных и самых грузонапряженных в России того времени.
В связи с появлением нового железнодорожного направления в нашем городе в 1866 г. была открыта вторая станция (ныне Рязань-2). Первое время она называлась «товарной», т.к. предназначалась исключительно для грузоперевозок, в то время как первая станция (Рязань-1) принимала и грузовые, и пассажирские составы. Считается, что историческое здание вокзала Рязань-2 (ныне не сохранившееся) построено по проекту Александра Протогеновича Попова, возглавлявшего архитектурной отдел Рязано-Козловской дороги.
В 1892 г. Рязано-Козловская железная дорога влилась в общество Рязано-Уральской – линию продолжили до г. Уральска (Казахстан). Концессионерам предоставлялось право эксплуатировать дорогу в течение 81 года – до 1948 г. Однако в сентябре 1918 г. дорога была национализирована и передана Народному комиссариату путей сообщения СССР. Сегодня линия Рязань – Мичуринск входит в состав Юго-Восточной железной дороги.
Современное здание вокзала Рязань-2 построено в 1967 г. Это было сооружение из розового облицовочного кирпича с застекленными фасадами. Несколько позднее, со строительством гостиницы «Ловеч» и многоэтажных жилых домов, привокзальная площадь получила свое архитектурное завершение. Однако реконструкция вокзала, проведенная РЖД в 2006–2014 гг., к сожалению, значительно исказила первоначальный замысел и нарушила общие пропорции застройки площади. Потеряв доминирующий в облике высотный стеклянный куб, вокзал Рязань-2 превратился в невыразительную, заурядную постройку. Сейчас это участковая железнодорожная станция II класса.
В постоянной экспозиции «От Руси к России» во Дворце Олега представлен целый комплекс предметов, рассказывающий о развитии железных дорог в регионе в XIX столетии. Приходите в гости!
Материал подготовлен научным сотрудником отдела истории РИАМЗ Е.И. Болтиковой
Список фото:
1. Здание городской станции Рязань Рязано-Уральской железной дороги на Соборной улице. 1891–1892 гг. РИАМЗ
2. Железнодорожный вокзал станции Рязань-2 до реконструкции. 1950 гг. РИАМЗ
3. Пуговица железнодорожника. Начало XX в. РИАМЗ
4. Отремонтированный поезд – подарок рабочих-железнодорожников Рязано-Уральской железной дороги к 5-летию Октябрьской революции. 1922 г. РИАМЗ
5. Железнодорожный вокзал Рязань-2. Вид со стороны перрона. 1969 г. РИАМЗ
6. Экспозиционный комплекс «Развитие железнодорожного транспорта в Рязани конца XIX – начала XX в.» во Дворце Олега. РИАМЗ