Новости
РИАМЗ проводит переаккредитацию внешних экскурсоводов!

Срок действия аккредитационных свидетельств на проведение экскурсий по территории Рязанского кремля, выданных музеем в 2023–2024 гг., заканчивается. В связи с этим РИАМЗ проводит переаккредитацию внешних экскурсоводов и выдачу новых свидетельств, взамен утративших силу.
Переаккредитация будет проводиться 13 и 27 февраля 2025 г. в 15.00, в здании Музейного центра по адресу: ул. Соборная, 22, 1 этаж, лекторий (справа от лифта). Стоимость для экскурсоводов, чья аккредитация заканчивается, составит 1000 руб. Эту сумму до начала мероприятия необходимо внести в кассу музея и предъявить чек комиссии. Подробности можно уточнить по адресу электронной почты: akkred.riamz@yandex.ru.
90 лет композитору Александру Петровичу Аверкину

10 февраля 2025 г. отмечается 90-летие со дня рождения Александра Петровича Аверкина – советского композитора, баяниста, поэта, заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР и России, члена Союза композиторов, Почtтного гражданина г. Сасово. Творчество музыканта отмечено орденом Петра Великого первой степени (посмертно), медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» и зарубежными наградами.
Александр Петрович Аверкин родился в 1935 г. в деревне Шафторка (совр. Сасовский район Рязанской области). Все его детские и отроческие годы прошли на рязанской земле.
Будущий композитор рос в крестьянской семье, где любили народную музыку. Его бабушка Варвара Александровна знала множество разнообразных песен и часто пела их внуку. Отец Пётр Егорович хорошо играл на баяне, однако обучить сына этому искусству не успел: в 1941 г. он погиб при обороне Москвы в самом начале Великой Отечественной войны.
Когда А.П. Аверкину было 8 лет, он поступил в ремесленное училище. Получив квалификацию слесаря пятого разряда, работал слесарем-жестянщиком на ВДНХ, затем трудился на заводе «Компрессор». Однажды в заводском клубе, слушая концерт ансамбля баянистов, молодой Александр Аверкин вспомнил, как когда-то играл на баяне его отец, и ему очень захотелось научиться самому играть на этом инструменте. Он записался в пятилетнюю музыкальную школу, которую успешно окончил через два года.
В 50-е годы Александр Аверкин работал концертмейстером в клубе «Дружба». Там он пробовал писать свои первые песни, с которыми ездил на смотры художественной самодеятельности. На одном из таких смотров Александр Аверкин познакомился с композитором Александром Абрамским и поэтом Виктором Боковым. Абрамского на протяжении всех последующих лет он считал своим наставником и учителем, совместно с Боковым впоследствии будет написано немало песен, самая популярная из них – «На побывку едет молодой моряк...», принесшая А.П. Аверкину наибольшую славу. Песня была написана в 1957 г. во время прохождения А.П. Аверкиным службы в рядах Советской Армии и впервые исполнена певицей Людмилой Зыкиной.
После армии Александр Аверкин поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных и успешно его окончил, а затем получил дополнительное образование по специальности «дирижер оркестра» в Московском государственном институте культуры. В 1970 г. А.П. Аверкин стал художественным руководителем ансамбля Москонцерта «Рождение песни».
Творчество А.П. Аверкина многообразно – это и детская опера «Золотой колосок», и оперетты «Приз господина Арно» и «Пора антоновки», концерты для балалайки и баяна с оркестром русских народных инструментов, концерты для баяна с эстрадно-симфоническим оркестром, пьесы для двух баянов, инструментальные пьесы, обработки народных песен и частушек.
Но наибольшую популярность принесло А.П. Аверкину его песенное творчество. Он написал более 500 произведений. Среди его песен есть патриотические («Моя страна», «Песня о России», «Я родился на земле Рязанской»), лирические («Мама, милая мама», «Мне березка дарила сережки», «Ой, ромашка, белый цвет», «Жду я тебя», «Ты меня не любишь, не жалеешь»), шуточные и плясовые («Откровенные ребята», «Теща» и другие). Песни Аверкина исполняли прославленные певцы прошлых лет – Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Иван Суржиков, Екатерина Шаврина, Людмила Сенчина, Валентина Толкунова, хор имени М.Е. Пятницкого, ансамбль имени А.В. Александрова и многие другие. Песни А.П. Аверкина в постоянном репертуаре Рязанского государственного академического русского народного хора имени Е. Попова.
Юрий Гагарин называл Александра Аверкина своим любимым композитором. В Музее русской песни имени Александра Аверкина, открытого в 2000 г. в г. Сасово хранится фотография, которую космонавт подарил композитору. На обороте есть запись, сделанная рукой Ю.А. Гагарина: «А.П. Аверкину – любимому композитору. 18.07.1962».
На родине композитора в 1998 г. был открыт Дом-музей А.П. Аверкина, где установлена мемориальная доска.
Ежегодно в г. Сасово проходит Всероссийский фестиваль народного творчества, посвященный композитору Александру Аверкину, по итогам которого вручается Премия Рязанской области имени Александра Аверкина. С 2007 г. на сасовской земле проводятся ежегодные Аверкинские литературные чтения «Хороша ты, сторона рязанская, древняя российская земля!»
В 1995 г. на сцене клуба железнодорожников в г. Сасово состоялся прощальный концерт Александра Петровича Аверкина. Заслуженный деятель искусств России показал землякам всю широту, весь размах своего дарования. Он выступал вместе со своим любимым коллективом – Рязанским народным хором, исполнял песни, инструментальные произведения, читал стихи. В том же 1995 г. Александра Петровича не стало. Композитора похоронили в Москве на Кунцевском кладбище. Надгробие, установленное на могиле, было создано рязанским скульптором Борисом Горбуновым.
Александр Петрович Аверкин оставил после себя богатое творческое наследие. Его песни, давно ставшие народными, навсегда вошли в каждый дом, в каждую семью и нашли свое место в сердце любого русского человека. Созданные им мелодии живут до сих пор. Секрет такого успеха заключается в безграничной любви к своему делу. Тайну популярности произведений А.П. Аверкина постарался раскрыть лауреат Государственной премии СССР композитор Борис Мокроусов: «Почему песни Александра Аверкина стали широко известными? Прежде всего, потому, что композитор работает в жанре современной народной песни. В его мелодиях разговаривают березы, бегут дороги, солнце плывет по Волге, оставляя в сердце след... А главное – люди России. От них и берет свое начало творчество Александра Аверкина. Это большой русский талант...»
Окскому государственному природному биосферному заповеднику 90 лет

В Рязанской области есть много уникальных мест. Одним из них является Окский биосферный заповедник. Мало кто о нем не слышал. Есть и такие, кто побывал там на экскурсии, гулял по лесу, знакомился с зубрами и журавлями.
На самом деле Окский биосферный заповедник – это место со своей историей и жизнью, о которой простой обыватель мало что знает. В 2025 г. ему исполняется 90 лет. Солидный возраст – солидная история. Как же все начиналось?
В 1920-е – 1930-е гг. зоологи СССР обратили внимание на снижение численности популяции выхухоли (Desmana moschat), древнейшего реликтового млекопитающего. Зверь буквально исчезал с лица земли. И тогда, в центре РФ было предложено создать ряд заповедников, сохраняющих этот вид. Так появились Окский, Клязьминский и Хопёрский заповедники.
Постановление «Об утверждении сети полных заповедников общегосударственного значения» было подписано 10 февраля 1935 г. За эти годы территория заповедника с 11 тыс. га увеличилась до 77 тыс. га. Но и задачи заповедника также расширились.
Территория заповедника – это равнина, покрытая лесами с преобладанием сосны и березняка. По долинам Оки раскинулись заливные луга. Здесь много озер и болот. В этих краях исстари водились медведи, волки, лисы. А вот бобры, копытные животные, как объект браконьерской охоты, оказались выбиты еще до создания заповедника. Помимо восстановления численности русской выхухоли, сотрудники заповедника также занимались и восстановление других видов, обитающих в средней полосе.
В 40-х гг. ХХ в. в заповеднике велась работа по реакклиматизации бобра. После войны восстанавливалась популяция лосей.
В конце 50-х гг. пришла очередь «невиданных зверей». На территории заповедника стали появляется не характерные для местной природы представители животного мира. В Локашенском лесничестве создается питомник чистокровных зубров. Зубр (Bisonbonasus)считается самым крупным копытным животным Европы. Историческим местом его обитания являются широколиственные леса Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы. Там он оказался полностью выбит. К ХХ в. вид в дикой природе был истреблен, после чего начались попытки восстановления вида в неволе и довольно успешные. В декабре 1959 г. в Рязанской области появились Муромец и Муза, ставшие первыми зубрами в Окском заповеднике.
Все эти годы заповедник ведет работу по разведению и изучению зубров, выращивает племенной молодняк для расселения в другие места вольного разведения.
В 1979 г. в Окском заповеднике появился питомник редких журавлей. Основная цель – сохранение популяции эндемика России – белого журавля, стерха. Родиной стерха является Западная Сибирь. В естественных условиях популяция незначительна по численности. Задачей питомника Окского заповедника стало восстановление численности стерха и возвращение его в дикую природу. Следует добавить, что помимо стерхов в питомнике находятся и другие виды российских журавлей: серых, японских, красавки и др.
В 1986 г. заповеднику был присвоен статус биосферного. А это значит, что под охраной государства здесь не только отдельные виды животных, но и природные комплексы Мещёры в целом. Ведется охрана территорий от браконьеров и нарушителей режима особых охранных зон. Учеными осуществляются наблюдения за состоянием окружающей природной среды, фенологические наблюдения, учет животных и т.д. Ведется большая образовательная и воспитательная работа с населением.
Удалось и нашему музею поработать с Окским заповедником. В 2017 г. в рамках Года экологии в стенах музея-заповедника проходила выставка «Хранители природы», где не только рассказывалось о работе заповедника, но и выставлялись творческие работы его сотрудников – Владимира Горянцева, Ольги Ширини, их учеников.
В нашей новой экспозиции «Среда обитания» вы и сейчас можете увидеть чучела редких, охраняемых животных, а на экскурсии узнать больше об их повадках, особенности жизни в заповеднике.
Коллектив РИАМЗ поздравляет сотрудников Окского биосферного заповедника с юбилеем и желает успехов в сохранении дикой природы, мира и добра их семьям и надеется на дальнейшее сотрудничество.
Новые страницы. Первое занятие

7 февраля в Музейном центре РИАМЗ состоялось первое занятие для учащихся ОГБОУ «Школа-интернат № 26» г. Рязани по программе «Новые страницы», осуществляемой в рамках реализации гранта Открытого конкурса по поддержке развития инклюзивных практик в российских музеях «Без исключения» 2024 г. Благотворительного фонда «Свет».
Занятие прошло в исторической экспозиции «Азъ есмь», посвященной миру детства городского ребенка рубежа XIX – XX вв. Ее интерактивный характер, наполненность предметами, доступными для тактильного контакта, мультимедийным оборудованием, в том числе со звуковым наполнением делают ее очень привлекательной для посетителей с нарушением зрения. В основе экспозиции лежит «Азбука» известной художницы Е.М. Бём.
На первом занятии ребята узнали историю создания «Азбуки». Затем побывали в городском доме и познакомились с няней, которая в нем служит. Она рассказала, как протекала жизнь младенца: как его пеленали, одевали, крестили, выбирали имя, успокаивали и баюкали. Ребята тактильно познакомились с различными предметами, окружавшими маленького ребенка. После занятия состоялась беседа, во время которой дети и педагоги озвучили свои впечатления и пожелания для дальнейшей работы по программе.
Эстетика индустриального

7 февраля в Музейном центре начала свою работу выставка, посвященная заслуженному художнику России Олимпиаде Бусыгиной (1929-2015).
Творческая биография Олимпиады Александровны отличается редкостной целостностью. Она оставалась верной однажды выбранному пути всю свою жизнь.
Родилась будущая художница в Курганской области. Художественное образование получила сначала в Свердловском художественно-педагогическом училище, затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной (ныне Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица). После окончания училища два года работала в Ульяновске. В Рязань художница приехала в 1960 г. и сразу же оказалась в центре культурной жизни города. По образованию она монументалист и именно в этом качестве начинает работать в областном центре.
Двадцать лет жизни Олимпиада Бусыгина посвятила монументальному искусству. Многое из задуманного так и не удалось осуществить, часть из осуществленного было уничтожено и лишь любимое удалось воплотить в материале. Единственная сохранившаяся ее монументальная работа, созданная в 1970 г. – барельеф «Читатель», до сих пор украшающий экстерьер бывшего Дома книги в Рязани, дает представление о мощном таланте мастера. Олимпиада Бусыгина тонко чувствует красоту материала, с упоением конструирует форму, мастерски использует различные пластические приемы. Последнее, исполненное в материале монументальное произведение Олимпиады Александровны, пока так и не нашедший применения барельеф «Новь Земли рязанской», исполненный в 1980 г. и украшавший подходы к Рязанскому художественному музею в период проведения там V зональной выставки «Художники Нечерноземья». Созданное несколько десятилетий назад и сохраненное неравнодушными людьми, сегодня именно это произведение всколыхнуло неподдельный интерес к творчеству и личности автора Произведение значительное, неоднозначное и сегодня воспринимается очень современно и является некой отправной точкой интереса публики не только к монументальным работам Бусыгиной, но и к ее живописи.
Станковым искусством она занималась всегда. Это своеобразная отдушина для любого художника-монументалиста, который находится в постоянной зависимости от целого ряда объективных моментов. Начиная с 1970-х годов, станковая живопись становится главной в творчестве художницы. Она объясняла это обреченностью и ненужностью монументального искусства в современном обществе.
Среди живописных произведений мастера особое место занимают работы, посвященные Рязанской ГРЭС. Это замечательная серия, где автору удалось отобразить героику будней, поэзию повседневности, производственную эстетику.
Олимпиада Бусыгина работала в Новомичуринске практически с начала строительства ГРЭС и на протяжении последующих десяти лет. Ее привлекали строгий техницизм облика станции, масштаб укрощенной человеком природной стихии, грандиозность строительства. Характеру художника-монументалиста все это очень близко и соответствует ее тяге к большим масштабам, глобальным образам и идеям.
Произведения, не связанные непосредственно с картинами этого цикла, тем не менее очень близки им по решению живописно-декоративных задач. И портреты, и натюрморты, и городские пейзажи Бусыгиной отличают те же образные и формальные поиски.
В станковых произведениях художницы реализовались ее реалистические устремления, обусловленные восхищением красотой окружающего мира. Художница искренне восхищалась людьми, любила цветы, природу и, как большинство людей ее поколения, верила в возможность преобразования жизни на более гармоничной основе.
Выставку открыла директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Инесса Фельдман, подчеркнув, что выставка живописных работ Олимпиады Бусыгиной – это дань уважения, дань восхищения замечательному человеку, уникальному художнику, которая всецело посвятила себя идее творчества.
С приветственным словом выступили начальник управления по реализации региональной культурной политики министерства культуры Рязанской области Дмитрий Филиппов, заместитель начальника управления культуры администрации города Марина Лушина, заместитель директора по научной деятельности Рязанского художественного музея им. И.П. Пожалостина Ирина Денисова.
Предлагаемая вниманию зрителей выставка призвана по возможности отобразить разные направления творческих поисков мастера, представить работы художницы в разных жанрах: городской и индустриальный пейзаж, портрет, натюрморт и показать произведения, выполненные в наиболее плодотворный период творчества.
Выставка будет работать до 27 марта 2025 г. 6+.