Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

Презентация сборника «XI Яхонтовские чтения»

Презентация сборника «XI Яхонтовские чтения»

24 января 2025 г. в Музейном центре А.И. Солженицына состоялась презентация сборника недавно опубликованных «XI Яхонтовских чтений». «Чтения» включают в себя материалы межрегиональной научно-практической конференции, проводившейся на базе РИАМЗ в 2020 г.

Издание представили участники оргкомитета конференции и редакционной коллегии научных изданий музея – заместитель директора РИАМЗ по научно-просветительской деятельности Елена Владимировна Чумичева, руководитель Центра научных исследований РИАМЗ, кандидат исторических наук Ирина Гасановна Кусова, заместитель директора Государственного архива Рязанской области по научно-методической работе, кандидат исторических наук Дмитрий Юрьевич Филиппов, старший научный сотрудник отдела традиционной народной культуры РИАМЗ и многолетний непременный редактор выпусков «Яхонтовских чтений» Татьяна Валентиновна Рахманина.

В ходе выступлений было отмечено, что «Яхонтовские чтения» охватывают широкий круг тем и включают в себя не только работы признанных специалистов в области исторической науки, но также и молодых исследователей, что позволяет порой увидеть знакомую тематику в новом, необычном ракурсе.

В статьях авторов из Рязани, Москвы и Подмосковья, Калуги и Тулы освещаются вопросы археологии и топонимики, генеалогии и музейного дела, проблемы атрибуции музейных коллекций и развития познавательного туризма. По традиции в сборнике большое число иллюстраций, в т.ч. уникальные архивные и музейные фотографии.

Издание предназначено не только для специалистов, но адресовано и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами отечественной истории и культуры.

Приобрести сборник можно в сувенирном магазине Музейного центра на ул. Соборной и в сувенирной лавке во Дворце Олега Рязанского кремля. 


Развернуть новость

24 января – Международный день образования

24 января – Международный день образования

В 2018 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 24 января Международным днем образования. В 2025 г. этот день по решению Генерального директора ЮНЕСКО Одрэ Азуле будет посвящен вызовам, связанным с использованием искусственного интеллекта, в том числе и в системе современного образования.

Образование – это право человека, общественное благо и обязанность общества. В Российской Федерации право на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ.

Издревле образованию, как процессу получения знаний и приобщения к культурам и ценностям общества, отводилась ключевая роль. Образование в Древней Руси зародилось после принятия на Руси христианства: после 988 г. великий князь Владимир Красное Солнышко обязал боярских детей обучаться книжному делу. Он понимал, что только через школьное образование можно укрепить русское княжество и новую христианскую веру.

Обучали детей священники, считавшиеся на Руси самыми образованными людьми. Учебниками служили Псалтырь и Часослов, а само обучение велось на старославянском языке. Для обучения грамоте и письму использовали церу (от лат. «cera» – воск)  – деревянную дощечку покрытую мягким воском.

Писали на таких дощечках писалом – металлическим стержнем, один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное).

Когда дети выучивались писать на цере, переходили к письму на березовой коре – бересте.

На время татаро-монгольского ига развитие образования в Древней Руси приостанавливается, но, начиная с XVI в., после освобождения от ордынской зависимости, вновь начинает возрождаться. На базе церквей и монастырей создаются училища, в которых все школьные предметы ведет священнослужитель. Обучение было платным, но обучаться могли дети из любого сословия.

Большие изменения в образовательной сфере связаны с эпохой Петра I. Он осознавал важность образования для прогресса страны и развития науки и техники. Для обеспечения качественного образования Петр I активно привлекал зарубежных учителей. Основными и обязательными предметами для изучения становятся математика, навигация и медицина, причем основной упор делался именно на математическое образование. Во времена Петра Великого появляется и первый российский учебник математики, по которому учились целых 200 лет. Автором учебника выступил русский математик Леонтий Филиппович Магницкий.

Петром I был создан ряд новых образовательных учреждений, направленных на подготовку кадров для нужд государства и военных. Важным шагом в образовании стало создание в 1714 г. «цифирных» школ – светских элементарных школ с математическим уклоном при архиерейских домах и крупных монастырях В них учились дети дворян, приказных и посадских людей, церковнослужителей, солдат. С 1716 по 1722 г. в разных городах России были открыты 42 цифирные школы. В Переяславле Рязанском (с 1778 г. – Рязань) «цифирная» школа для обучения «дьячих, подъячих, поповых и прочего церковного чина детей от 10 до 15 лет» была открыта 7 мая 1722 г. митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) при Симеоновском монастыре, где специально для нее построили два помещения. Монастырь находился в районе сегодняшнего сквера имени 26 Бакинских комиссаров.

По окончании обучения ученику выдавалось свидетельство о «твердом знании» наук, без которого запрещалось вступать в брак. Цифирная школа в Переяславле Рязанском просуществовала вплоть до 1728 г. Ее последних учеников перевели для обучения в Архиерейскую школу, открытую в 1724 г. на территории того же монастыря для обучения будущих священнослужителей. Впоследствии Архиерейская школа стала называться Духовной семинарией и расположилась на современной Семинарской улице.

Вторая половина XVIII в. была временем правления Екатерины II. Проводимая ею внутренняя политика получила название «просвещенного абсолютизма». По решению императрицы в каждом губернском городе предписывалось открыть «главное народное четырехклассное училище». Одним из первых в стране стало организованное в 1786 г. Главное народное училище в Рязани. В него принимались мальчики всех сословий. В 1787 г. в городе создали Дворянский пансион. Он размещался на первом этаже Редутного дома на улице Семинарской. Главное внимание уделялось не образованию, а воспитанию пансионеров, которых, в первую очередь, обучали говорить по-французски, танцевать, фехтовать и иметь «благородные» манеры.

В ноябре 1804 г. Главное народное училище в Рязани преобразовали в гимназию, которая до 1917 г. оставалась ведущим средним учебным заведением губернии.

 В 1833 г. в Рязанской губернии был открыт гимназический пансион для дворянских детей, который расположился в доме купца Г.В. Рюмина (ныне здание Художественного музея имени И.П. Пожалостина).

Гимназия имела право выпускать учеников в университет без дополнительных экзаменов.

В первой половине XIX в. были сделаны первые шаги в деле женского образования. В 1838 г. в Рязани открылся пансион для девочек, а к середине столетия в городе было открыто начальное женское училище, названное в честь его учредителя И.И. Барыкова «Барыковским». Целью нового учебного заведения было «облегчить воспитание детей женского пола для недостаточных родителей и самое образование девиц сделать более основательным». Располагалось здание на пересечении улиц Мясницкой и Мальшинской (ныне это здание школы № 1).

В 1870 г. из женского училища была образована женская гимназия, а так как действовала она под покровительством Ведомства Императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II, то стала называться «Мариинской».

Мариинская гимназия считалась одним из престижных образовательных учреждений города. В ней использовались лучшие на то время педагогические программы и технологии. А обучаться могли не только девочки из состоятельных семей, но и дочери бедняков, за обучение которых платила Мария Александровна.

Обучались в Мариинке ежегодно более 400 воспитанниц в возрасте от 8 до 20 лет. В гимназии преподавали Закон Божий, русский язык, чистописание и словесность, математику, физику, французский и немецкий языки, географию, историю, космографию, педагогику, естествоведение, гигиену, рисование, рукоделие, пение, танцы, гимнастику.

Данному образовательному учреждению была посвящена выставка РИАМЗ «Рязанская Мариинская гимназия как зеркало губернского женского образования», работавшая в Музейном центре имени А.И. Солженицына.

С середины XIXв. – начала ХХ в. в Рязанской губернии начинают появляться частные средние учебные образовательные учреждения: женское училище В.П. Екимецкой, гимназия А.К. Беккер,  мужская гимназия Л. Радушкевича (с 1908 г. – гимназия Н.Н. Зелятрова).

Такой стремительный рост учебных заведений свидетельствовал о важной роли образования. По данным на 1916 г. в Рязанской губернии действовали 2003 начальные школы, из них три четверти светских, остальные церковного ведомства, и 39 средних учебных заведений – гимназий и училищ. А одобренная императором Николаем II программа перехода России от начального образования ко всеобщему среднему в течение 1914–1920 гг. вселяла большие надежды.

Однако большевистский государственный переворот 1917 г. не позволил осуществить начатый переход. Лишь только в 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», а спустя еще 30 лет, в 1961 г., Третьей Программой КПСС, принятой на XXII съезде партии была выдвинута задача «в ближайшее десятилетие осуществить переход к всеобщему обязательному десятилетнему среднему образованию».

На сегодняшний момент образование – важнейший компонент культуры общества. Помимо основных образовательных учреждений (детские сады, школы, колледжи, университеты), существуют еще и учреждения культуры – театры и  музеи, деятельность которых направлена на получение дополнительных знаний.

Так, например, в РИАМЗ регулярно осуществляются научно-образовательные и культурно-образовательные проекты, проводятся экскурсии, тематические занятия, мастер-классы, которые помогают значительно расширить кругозор. РИАМЗ – это образовательное пространство, позволяющее использовать современные возможности для развития интереса учащихся к образованию, для их мотивации, а самое главное, для изучения малой Родины.

Материалы подготовила научный сотрудник методического отдела Л.А. Сосова


Развернуть новость

140 лет прославленному певцу Григорию Степановичу Пирогову

140 лет прославленному певцу Григорию Степановичу Пирогову

24 января исполняется 140 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Григория Степановича Пирогова, артиста Большого театра, русского баса с мировым именем, основателя знаменитой певческой династии. Многие страницы его биографии связаны с Рязанью, ее историей, культурной жизнью, памятниками архитектуры.

Известно, что выходец из крестьянской семьи Григорий Степанович Пирогов родился  12 (24) января 1885 г., в селе Новосёлки Рязанского уезда Рязанской губернии. В 1898 г. переехал с родителями в Рязань, где семья поселилась в небольшом деревянном доме на улице Трубежной. Григорий работал вместе с отцом в небольшой плотницкой артели. Степан Иванович Пирогов был хорошим мастером своего дела. Из документов  ГАРО известно, что среди его многочисленных заказчиков числились и представители духовенства Рязанского кремля.

Григорий с 16 лет пел в церковном хоре, где под руководством регента П.О. Климова изучал нотную грамоту.

В этот период, по воспоминаниям педагога, профессора Московского института культуры Сергея Дмитриевича Кроткова (1914–2002), опубликованным в рязанских периодических изданиях, и в книге Я.П. Пирогова «Его голос как океан» вместе со своими братьями Григорий Степанович был частым гостем Дома причта в Рязанском кремле.

Дом причта сохранился до наших дней и располагается в северо-восточной части кремлевского холма, на берегу реки Трубежа, рядом с уникальной церковью Святого Духа XVII в., принадлежит к гражданским постройкам и представляет собой небольшой двухэтажный смешанный флигель, первый этаж которого каменный, а второй – деревянный. Своим северным фасадом из девяти окон со скромно оформленными наличниками дом обращен к реке. Имеет два входа, с западной и южной стороны. До недавнего времени в здании размещались административно-хозяйственные службы РИАМЗ.

В течение некоторого времени (до 1918 г.) семья родителей Сергея Дмитриевича Кроткова занимала второй этаж этой постройки. Отец, Дмитрий Константинович Кротков – священник с. Гаретово Зарайского уезда, по воспоминаниям сына, был весьма музыкально одаренным человеком, играл на нескольких инструментах, обладал врожденными педагогическими способностями, и поэтому был специально приглашен для службы в соборах Рязанского кремля одним из регентов соборного архиерейского хора. Шумная, хлебосольная, многодетная семья Кротковых состояла из девяти человек, семь из которых были дети, но, между тем, все прекрасно размещались во втором этаже, в пяти комнатах предоставленной им квартиры. Первый этаж занимала семья псаломщика.

В начале прошлого века, как вспоминал автор, в Доме причта был своеобразный музыкальный клуб любителей духовной музыки и хорового пения: «Частенько, особенно в праздничные дни, у нас собирались музыканты и певцы, служители церкви, регенты рязанских церквей. Шли долгие беседы о хоровом искусстве. Посещали наш дом и братья Пироговы». Младший брат Григория – Александр Пирогов в то время завершал обучение в гимназии Н.Н. Зелятрова, учился вместе со старшим братом Сергея Дмитриевича – Константином и брал уроки пения у Дмитрия Константиновича Кроткова. «К моему отцу, – вспоминал Сергей Дмитриевич – Александр приходил, чтобы заниматься пением. Но, по сути, они только разучивали романсы». Александр Пирогов в тот период времени еще недостаточно хорошо владел нотной грамотой, поэтому в соборном хоре ему не разрешалось принимать участия, но он набирался певческого опыта, выступая в хоре Спасского мужского монастыря Рязанского кремля. Однако два других старших его брата – Григорий и Михаил изредка выступали в хоре как солисты и тоже были частыми гостями музыкального дома Кротковых. Хор протоиерея Дмитрия Кроткова насчитывал более 50 певцов. Многие из них обладали прекрасными от природы голосами и высокой музыкальной певческой культурой.

Вспоминая о вечерах, когда у них в гостях бывали знаменитые басы братья Пироговы, С.Д. Кротков рассказывает, что они потом уходили петь в луга, а собравшиеся же в Доме причта – любители хорового пения слушали их на балконе, не сохранившемся до наших дней, но четко обозначенном на плане дома 1910 г. 

По воспоминаниям современников Григорий Степанович обладал сильным, полнозвучным и ровным во всех регистрах голосом мягкого «виолончельного» тембра и широкого диапазона (свыше двух октав: от ми большой октавы до соль-диез первой), что позволяло ему исполнять басовые и баритоновые партии.

Выступления певца отличались огромной эмоциональной силой. За 22 года сценической деятельности Г.С. Пирогов исполнил 52 разнохарактерные партии (согласно иным оценкам – до шестидесяти), из них 28 – в русском репертуаре!

В коллекции музея хранятся личные фото, портреты и сценический костюм Григория Пирогова.

Материалы подготовлены заведующей культурно-образовательным отделом Н.В. Максаковой


Развернуть новость

Историограф. Январь

Историограф. Январь

23 января 2025 г. состоялось очередное заседание клуба молодых исследователей «ИСТОРИОГРАФ». Е.С. Беляева, научный сотрудник научно-фондового отдела РИАМЗ, посвятила свой доклад коллекции духовно-мистических книг из личной библиотеки А.П. Дубовицкого, хранящейся в фондах музея-заповедника.

Дубовицкие – известная рязанская дворянская фамилия, представители семейства – не просто богатейшие в губернии помещики, это люди мысли, искусства, духовных поисков. Особый интерес гостей и жителей Рязани обращен на духовные искания, необычные для XIX в. сектантские воззрения А.П. Дубовицкого и его трагическую судьбу, связанные с усадьбой Дубовицких-Мерхелевичей легенды и предания.

Книжное собрание из усадьбы Дубовицких-Мерхелевичей, хранящееся в фондах РИАМЗ, включает в себя коллекцию духовно-мистических книг, принадлежавших А.П. Дубовицкому. По мнению Е.С. Беляевой, изучение этой коллекции масонских и мистических трудов позволяет проникнуть в мировоззрение А.П. Дубовицкого, очертить круг его духовных интересов и запросов, в определенной степени восстановить круг его общения.

Оппонентом Е.С. Беляевой выступила главный хранитель, заместитель директора РИАМЗ по учету и хранению Е.В. Шапилова. Она отметила то, что исследователем проделана большая работа, которая является частью масштабного проекта по составлению каталога книжного собрания Дубовицких.

Главный архивист читального зала ГАРО И.Н. Ястребков представил собравшимся результаты своей работы по изучению жизненного пути, окружения, творческого наследия выдающегося русского художника А.Е. Архипова. Эти исследования, начавшиеся в результате взаимодействия с сотрудниками Государственной Третьяковской галереи, готовившими материалы для выставки «Адепты красного. Малявин и Архипов» (20.09.2024–23.02.2025), превратились к настоящему моменту в полноценное самостоятельное исследование биографии художника. В своем выступлении И.Н. Ястребков привел примеры архивных находок, которые опровергают сложившиеся в советский период стереотипы об обстоятельствах жизни и творческого становления А.Е. Архипова. Докладчик отметил, что в его выступлении отражены некие промежуточные итоги проделанной работы, а исследование жизни и творчества живописца будет продолжено.

Оппонентом И.Н. Ястребкова стал Д.С. Горбач, научный сотрудник научно-фондового отдела РИАМЗ. Он указал исследователю на те моменты, которые требуют более пристального внимания и детального изучения.

Участникам семинара было представлено издание недавно опубликованных «XI Яхонтовских чтений». «Чтения» представляют собой сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, проводившейся на базе РИАМЗ в 2020 г. В статьях авторов из Рязани, Москвы и Подмосковья, Калуги и Тулы освещаются вопросы археологии и топонимики, генеалогии и банковского дела, проблемы атрибуции музейных коллекций и локализации исчезнувших памятников истории и культуры. Основная презентация издания состоится 24 января 2025 г. в 16.00 в Музейном центре имени А.И. Солженицына.


Развернуть новость

К Году защитника Отечества

К Году защитника Отечества

23 января в рамках соглашения о сотрудничестве между Рязанским историко-архитектурным музее-заповедником и Региональным отделением Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» Рязанской области экспозицию музея посетили юнармейцы и кадеты Детско-юношеского центра «Звезда».

Сотрудник музея, ветеран боевых действий А.И. Рубцов рассказал ребятам о музее. Особый интерес у детей вызвал зал, посвященный развитию космонавтики. В ходе экскурсии ребятам задавались вопросы по тематике экспозиции, на которые они старались правильно и подробно отвечать.

Преподаватели ДЮЦ «Звезда» В.А. Астахов и А.Н. Егошкин по окончанию экскурсии пригласили сотрудников музея посетить Центр и рассказать ребятам об истории родного края.


Развернуть новость