Новости
Внимание! Конкурс!
Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник объявляет областной творческий конкурс «ЗНАКОМЬТЕСЬ, ВЫХУХОЛЬ!». Он посвящается уникальному животному, обитающему в водоемах Рязанской области, современнику мамонта и шерстистого носорога – русской выхухоли. Предлагаем всем желающим принять участие в конкурсе: представить свой образ выхухоли в рисунках, скульптуре или создать экологический плакат на тему охраны зверька. Конкурсные работы принимаются до 14 сентября 2019 г., победители конкурса получат призы, большинство работ примут участие в одноименной выставке музея.
ПОЛОЖЕНИЕ
Положение об областном творческом конкурсе
«Знакомьтесь, выхухоль!»
Русская выхухоль - один из редких видов животных, обитающих в нашей стране.Это представитель древнейших млекопитающих, населяющих Евразию и Северную Америку более 30 млн. лет назад. Выхухоль, обитающая в водоемах нашего края, является настоящим живым памятником истории Земли, ровесником давно вымерших мамонтов и шерстистых носорогов.
Численность и ареал вида на протяжении последнего столетия быстро сокращался, и выхухоль занесена в список угрожаемых видов Международного союза охраны природы и Красную книгу России. С целью сохранения одной из крупных популяций выхухоли в среднем течении Оки, на территории Рязанской области в 1935 году был создан Окский заповедник. Работа ученых проходит вполне успешно. Популяция выхухоли постепенно увеличивается.
В экспозиции музея-заповедника находится биогруппа «Выхухоли», созданная в 70-х гг. прошлого века, она дает представление посетителям о внешнем виде и биотопе обитания этого животного. Экскурсоводы рассказывают об образе жизни и поведенческих особенностях выхухоли.
Музей предлагает жителям нашего города и области, принять участие в творческом конкурсе «Знакомьтесь, выхухоль!» с целью привлечения внимания к проблемам сохранения этого уникального зверя на нашей планете.
Общие положения и оргкомитет конкурса
- Конкурс организует и проводит Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» (далее - РИАМЗ).
- Условия, порядок проведения конкурса «Знакомьтесь, выхухоль!» (далее - конкурс) определяются настоящим Положением.
- Настоящее положение предоставляется для ознакомления всем заинтересованным лицам, желающим принять участие в конкурсе, и открыто публикуется на официальном сайте РИАМЗ.
Адрес сайта: http://ryazankreml.ru
Цель и задачи конкурса
- Цель: воспитание любви к природе своего края, бережного отношения к окружающей среде, формирование экологической культуры.
- Задачи:
- Предоставление возможности инициативным творческим людям проявить свои творческие способности;
- Привлечение внимание к проблемам охраны выхухоли, популяризация бережного отношения к окружающей среде и сохранения общего биоразнообразия Рязанской области и других регионов России;
- Привлечение внимания посетителей к экспонатам естественно-научной коллекции музея-заповедника.
Сроки проведения конкурса
- Конкурс проводится в три этапа.
1 этап «Прием художественных работ» - с 1 апреля по 14 сентября 2019 года;
2 этап «Работа жюри Конкурса» - с 15 по 20 сентября 2019 года;
3 этап «Подведение итогов Конкурса, награждение победителей» - октябрь 2019 года, точное время будет опубликовано на сайте музея.
Участники конкурса
- В конкурсе могут принять все желающие, независимо от пола, возраста, рода занятий и увлечений.
- Участники делятся на 4 возрастные категории:
младшая группа – до 10 лет;
средняя группа - 11-14 лет;
старшая группа - 15-18 лет;
взрослая группа – от 19 лет и старше.
Номинации и порядок участия в конкурсе.
5.1. Конкурсные работы могут быть представлены в следующих номинациях:
«Изобразительное искусство» (живопись, графика, акварель т.д.);
« Экологический плакат»
«Декоративно-прикладное искусство» (поделки и аппликации из дерева, кожи, бумаги и проч. материалов, вышивка, мягкая игрушка, скульптура и т.п.)
5.2. От одного участника принимается не более двух работ. Сюжеты работ выбирает конкурсант согласно выбранной номинации конкурса.
5.3. Работы, представленные на конкурс, не возвращаются.
5.4. Авторы работ, направляя работу на конкурс, тем самым предоставляют организаторам конкурса право на некоммерческое использование изображений без предварительного согласования, а также право на использование работ в Интернете. Оргкомитет конкурса вправе распоряжаться присланным на конкурс материалом по своему усмотрению и использовать его в дальнейшем в изготовлении атрибутики, афиш, листовок и других информационных материалов музея.
Требования к содержанию и оформлению конкурсных работ
6.1. Работы номинации «Изобразительное искусство» предоставляются на плотном бумажном носителе. Формат работ: А4, А3, А2. Без этикетки на лицевой стороне. На обратной стороне работы указывается информация об авторе и названии работы.
Приветствуется изображение сюжетов из жизни выхухоли реалистичных или сказочных, рассказывающих об образе жизни или местах обитания выхухоли.
6.2. Работы номинации «Экологический плакат» предоставляются на плотном бумажном носителе. Форматы работы А2, А1. Без этикетки на лицевой стороне. На обратной стороне работы указывается информация об авторе и названии работы.
Приветствуется социально – агитационная направленность, оригинальность идеи, хорошая информативность, наличие слогана.
6.3. Работы номинации «Декоративно - прикладное искусство» не должны превышать размер 70*70*70 см в трех измерениях.
Работы могут выполняться в любой технике исполнения,при этом выхухоль должна быть хорошо узнаваема зрителями.
6.4. К каждой работе должны быть приложены контактные данные исполнителя работы (анкета) заполненные четким подчерком. И должны иметь краткое текстовое описание работы.
В анкете указываются:
1 |
Название работы.
|
|
2 |
Номинация конкурса, в которой представлена работа.
|
|
3 |
Ф.И.О. участника конкурса.
|
|
4 |
Возраст (полных лет)
|
|
5 |
Образовательное учреждение, руководитель (при наличии).
|
|
6 |
Контактная информация: телефон и адрес электронной почты. |
|
6.5. Неподписанные работы и без сопроводительных анкет к участию в конкурсе не допускаются.
Критерии оценки конкурсных работ
- соответствие тематике конкурса;
- художественный уровень выполнения работ;
- оригинальностьисполнения работ, наличие интересных деталей, позволяющих шире раскрыть тему;
- качество и эстетичность выполнения работ;
- креативность;
- эмоциональное воздействие
Порядок представления материалов на конкурс
6.1. Конкурсные работы предоставляются в РИАМЗ (см п.3 Положения) по адресу: 390000, г. Рязань, музей-заповедник Кремль, д. 20, каб.2. в пятницу и субботу, с 9-00 до 17-00 (перерыв на обед с 13-00 до 14-00).
Телефоны для справок: 27–28–35 (Водорезова Надежда Владимировна, Ковшевникова Лидия Владиславовна)
6.2. Организатор конкурса оставляет за собой право не допускать к участию в конкурсе работы, не соответствующие требованиям конкурса, без объяснения причин.
6.3. Работы, представленные на конкурс с нарушением сроков принятия - оцениваться не будут.
Жюри и порядок определения победителя
7.1. Оценка представленных на конкурс работ будет производиться Жюри.
7.2. Состав Жюри утверждается директором РИАМЗ. К работе Жюри могут быть привлечены независимые эксперты.
7.3. Победители конкурса определяется открытым голосованием членов Жюри. Решения Жюри оформляются протоколами.
7.4. В каждой номинации определяется 1 победитель в своей возрастной группе.
Подведение итогов и награждение
8.1. Подведение итогов конкурса состоится в октябре 2019 г., время будет указано на сайте музея-заповедника.
8.2. Победители получат ценные призы. Всем, принявшим участие в конкурсе будут выданы именные Дипломы участников областного конкурса.
8.3. По окончании проведения конкурса в музее-заповеднике пройдет выставка работ - участников. Время проведения будет дополнительно указано на сайте музея.
8.4. На сайте музея-заповедника будет размещена виртуальная выставка.
Душа моя - Масленица!
В музее-заповеднике отшумела Масленица - самый весёлый народный праздник. В этом году 395 рязанских школьников стали участниками анимационной программы "Где блины, тут и мы!". В интерьере старинной крестьянской избы вместе с участниками народного гулянья ребята получили возможность окунуться в атмосферу масленичных обычаев и игр, а после в кафетерии музея отведали настоящего масленичного угощения - аппетитных блинов с чаем.
Клуб археологов
2 марта на заседании Клуба археологов состоится просмотр и обсуждение видеолекции Владимира Житенёва "Сунгирь, палеолитическая стоянка".
Заседание пройдет в здании Южной пристройки, начало в 15.00
Новая выставка в научной библиотеке музея
К 155-летию со дня рождения скульптора Анны Семеновны Голубкиной в научной библиотеке музея-заповедника оформлена книжная выставка «Личность. Эпоха. Судьба».
Анна Семеновна Голубкина родилась 16 января 1864 г. в старинном городе Зарайске Рязанской губернии (ныне Московской области) в старообрядческой семье. Художественные способности будущего скульптора проявились в раннем детстве. Анна хорошо рисовала и лепила. Скромный достаток семьи заставил задуматься о заработке. Двадцатипятилетняя девушка уехала в Москву, где изучала технику обжига посуды и росписи по фарфору, училась в Классах изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста под руководством известного скульптора и педагога С. М. Волнухина. Свое образование Анна продолжила в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской академии художеств. Затем были поездки в Париж, обучение в студии Ф. Коларосси, работа в мастерской под руководством О. Родена, изучение техники работы по мрамору, посещение музеев Лондона. Свою преподавательскую работу А. С. Голубкина начала в 1899 – 1902 гг. в классах живописи и скульптуры Н. П. Ульянова и в Коммерческом училище имени цесаревича Алексея, а в 1920 – 1922 гг. она была профессором скульптуры в Высших художественно-технических мастерских в Москве. В 1905 – 1907 гг. Анна Семеновна принимала активное участие в событиях первой русской революции. В течение всей жизни она занималась общественной деятельностью: создала театр, артель уволенных с фабрики сапожников в Зарайске, Московский союз скульпторов-художников, была действительным членом Общества русских скульпторов. В 1974 году на ее родине был открыт мемориальный Дом-музей, входящий в состав музея-заповедника «Зарайский кремль», в экспозиции которого представлены личные вещи и подлинные работы мастера.
Открывает выставку книга О. Добровольского «Голубкина», вышедшая в 1990 году в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей». Автор повествует о жизни и деятельности выдающегося русского скульптора. Издание снабжено краткой библиографией и дополнено фотографиями работ мастера.
На страницах монографии А. А. Каменского «Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура» (1990) воссоздается образ Анны Семеновны на основе тщательного изучения архивных документов, писем художницы и свидетельств современников. Автор дает глубокую характеристику особенностей творчества, анализирует произведения. В книге более 200 цветных и тоновых иллюстраций.
Книга С. И. Лукьянова «Жизнь А. С. Голубкиной» (1965) основана на достоверных фактах. Автор использует переписку и воспоминания современников. Читатель слышит живой голос художника. Мысли А. С. Голубкиной помогают понять ее творческий замысел, отраженный в произведениях. Книгу открывает предисловие народного художника, современника Анны Семеновны С. Т. Коненкова.
На страницах сборника «А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников» (1983) впервые полно представлено ее эпистолярное наследие, внимательное изучение и упорядочение которого позволило более точно зафиксировать хронологические рамки важных жизненных событий, установить более точные даты некоторых произведений, устранить ошибку в библиографии о художнике. Сохранившиеся письма матери, написанные с волнующей любовью, не раз поддерживали Анну Семеновну в трудную пору сомнений и переживаний. На страницах писем из Зарайска, Москвы и Парижа прослеживается жизненный и творческий путь художника, ее первые шаги в искусстве, ее надежды, сомнения и трудности. Представляют интерес несколько писем Анны Семеновны к художникам О. Родену, В. А. Серову, Л. А. Губиной, А. А. Хотянцевой. В сборнике публикуется «Автопортрет» А. С. Голубкиной, найденный у московского скульптора Е. М. Коварской во время архивных поисков, связанных с подготовкой издания. Единственное литературное произведение А. С. Голубкиной «Несколько слов о ремесле скульптора» органично вписывается в книгу документальных свидетельств о жизни великого мастера.
Для посетителя выставки представляет интерес издание А. С. Голубкиной «Как создается скульптура. Несколько слов о ремесле скульптора» (1965). Впервые этот замечательный трактат вышел в свет в 1923 году в издательстве М. и С. Сабашниковых тиражом 1000 экземпляров. Записки – так обозначила жанр сама автор – она посвятила своим ученицам и ученикам. В них содержатся советы начинающим ваятелям, художественные взгляды мастера, грамота ремесла и порядок работы. «Несколько слов о ремесле…» предостерегали учащуюся молодежь от грубого ремесленничества, от бездушного и бездумного выполнения скульптурных работ. Книга иллюстрирована произведениями самого автора, О. Родена, П. Трубецкого, С. Т. Коненкова и других скульпторов. Она неоднократно переиздаваалась. На выставке так же представлено отдельное издание этой работы, вышедшее в свет в 1960 году.
В сборнике «Голубкина, Коненков и некоторые вопросы развития русской скульптуры нового времени: Статьи. Материалы. Сообщения» (2015) опубликованы материалы, посвященные юбилеям мастера и 90-летию со дня открытия ее первой персональной выставки 1914 года, раскрывающие различные аспекты жизни и творчества. Статья Т. В. Галиной «Старичок на солнышке» – неосуществленный замысел А. С. Голубкиной» касается раннего периода творчества Анны Семеновны. По мнению автора статьи, ранние работы скульптора свидетельствуют о росте профессионального мастерства, самобытном языке пластических форм. Обобщая исследование, Т. В. Галина сделала вывод о разнородности работ, в которых художник реализовала размышления о человеке на пороге земного бытия, пытающегося обрести смысл и оправдание прожитой жизни. Автор статьи наметила новый аспект исследования – понимание старости, как хранительницы мудрости и истины, понимание самой истины, как плода долгого пути постижения и накопления знаний. Сообщение хранителя музея-мастерской скульптора А. С. Голубкиной в Москве А. А. Анциферова «Неоконченный танец» посвящено истории утерянной скульптуры «Железный», выполненной в камне. Используя документы из архива ММГ, автор прослеживает сходство скульптур «Железный» и «Бюст мужской» с рисунком «Набросок женской головы с вьющимися волосами» и делает предположение о прототипе для этих произведений. Кроме этого в представленном сборнике опубликованы работы Л. Н. Коноваловой «Хорошие люди были Голубкины…» – воспоминания жительницы Зарайска А. И. Кузнецовой (Михалевой) о жизни и творчестве художника на ее родине, Е. В. Яхненко «Керамические произведения А. С. Голубкиной», О. В. Калугиной «Творческий метод как модель обучения художника. К проблеме педагогической методики Анны Семеновны».
На страницах альманаха «Подмосковный летописец» (2015) опубликована статья Л. Коноваловой «Скульптор А. С. Голубкина и народный театр в Зарайске». В ней автор повествует о приобщении художника к сценическому искусству, о месте театра в ее жизни и творчестве, об истории создания самодеятельного театра в родном Зарайске (1908 – 1911 гг.). При создании декораций и бутафории Анна Семеновна использовала блестки и кусочки жести, простые мешки и обычную веревку, осколки зеркала. Это был подлинный синтез искусств, новое слово в художественной жизни той поры. Народный театр пользовался успехом у жителей города. Он стал частью истории, оживил общественную жизнь, позволил раскрыться таланту многих молодых людей.
На страницах «Российского научного журнала» (2009) опубликована статья Т. А. Черниковой «Влияние Огюста-Рене Родена на творчество русского скульптора А. С. Голубкиной: учитель и ученица», в которой рассматривается ее переломный период творчества во время пребывания в Париже в 1897 – 1898 гг., обучения в мастерской Франсуа-Огюста-Рене Родена. Благодаря поддержке учителя Анна Семеновна утверждается в собственном таланте, способности лепить так, как никто другой, и возвращается в Россию с новыми творческими замыслами и надеждами.
Выставку дополняют статьи из периодической печати, фотоальбом произведений и очерки о жизни и творчестве великого русского скульптора.
Выставка «Шью сама»
1 марта в преддверии Международного женского дня в Певческом корпусе открылась выставка, посвященная рукоделию - одной из сторон жизни обычной советской женщины 50‑80-х гг. XX в. Занятия шитьем, вязанием и вышиванием занимали немалую часть ее времени. Своими руками изготавливалась одежда, различные предметы интерьера.
С середины 1950-х годов стала массовыми тиражами издаваться литература, обучающая несложным приемам женского рукоделия. Первыми такими книгами можно считать «Рукоделие» (1954 г.), «Домоводство» (1957 г.). Шитье, вязание и художественная вышивка рассматривались авторами как часть трудового воспитания. В журнале «Работница» в эти же годы часто появляются статьи о штопке и надвязывание вещей, о том, как обновить платье. В 1960-х гг. активно издаются журналы мод с выкройками и подробными схемами. С 1960-х гг. в средних школах вводится предмет «Домоводство» для девочек, обучение навыкам шитья занимало в нем важное место. В 1964 г. в Рязанском художественном училище было создано отделение моделирования и конструирования одежды. Студенты учились построению выкроек по индивидуальным меркам, посадке изделия на фигуру, пошиву одежды. В это время начинает процветать самостоятельное изготовление необходимой и по возможности модной одежды. Расширяется и сеть доступных ателье.
На выставке представлены предметы из коллекции Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Швейные машины, ножницы, утюги, наперстки и многое другое, что требовалось хозяйке для пошива одежды и создания уюта в доме. Можно увидеть книги и журналы по кройке и шитью, выкройки. А также образцы тканей, нитки, пуговицы и наряды модниц того времени, выполненные ими или же изготовленные по их заказу.