Новости
День Конституции
12 декабря отмечается государственный праздник – День Конституции Российской Федерации.
Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. после вынесения на референдум и получения одобрения большинства. Дата 12 декабря стала государственным праздником страны.
До 1993 г. в стране действовали четыре конституции РСФСР и СССР. Символом перемен после 1917 г. стала Конституция РСФСР 1918 г. Главной задачей признавалось установление диктатуры пролетариата и построение социалистического общества. Верховным органом власти стал Всероссийский съезд Советов, а в промежутках между съездами – ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет). В Конституции, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, закреплялся герб – серп и молот.
Первая союзная конституция принята после образования в декабре 1924 г. СССР. В новом основном законе регулировались компетенции союзного и республиканских правительств. Центральная власть решала вопросы войны и мира, внешней торговли, международных договоров, вооруженных сил, бюджета, транспорта и общесоюзной юстиции. Верховным органом власти оставался съезд Советов, между съездами – союзный ЦИК.
Вторая союзная конституция, принятая VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 г., просуществовала 40 лет. Ее разработкой занималась комиссия в составе 31 человека, среди которых был И.В. Сталин. В ней провозглашена победа социализма в СССР, закреплена руководящая роль партии, высшим органом стал двухпалатный Верховный Совет СССР. Были определены полномочия центральных и местных органов управления, суда и прокуратуры, основные права и обязанности граждан. Всем гарантировались право на труд, отдых, ежегодные отпуска, восьмичасовой рабочий день, пенсии, бесплатное образование, декларировалось равноправие женщин и мужчин, равенство национальностей, свобода совести, слова, печати, собраний, митингов, шествий, демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки.
Принятая Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. «брежневская» конституция отразила период «развитого социализма». В своей основе она подтверждала главные положения конституции 1936 года, констатировала складывание новой общности «советский народ». Она стала последней конституцией социалистического СССР.
Современная конституция России рождалась в условиях развала пространства СССР, усугубленного экономическим кризисом, противостоянием парламента и президента, полной сменой социального уклада общества. Конституционная комиссия численностью свыше 800 человек более трех лет готовила проект.
По действующей конституции Россия – федеративное государство с республиканской формой правления во главе с президентом и с разделением властей. В федерации 89 субъектов, в том числе вошедший в 2014 г. Крым, в 2022 г. – ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области. Разграничены компетенции федеральных и региональных органов власти, система бюджета и налогов, судоустройство. Высшей ценностью государства является человек, его права и свободы. В 2020 г. были приняты более 10 поправок в конституцию о защите государственного суверенитета и традиционных ценностей, о перераспределении полномочий между правительством и президентом.
В День Конституции во всех городах страны проходят патриотические мероприятия, торжественные митинги и круглые столы, а в школах тематические «Разговоры о важном». К этому дню приурочен общероссийский прием граждан, на котором представители органов власти отвечают на вопросы жителей. В праздник проходят концерты и награждение почетными грамотами заслуженных юристов и судей. По традиции в этот день россиянам, достигшим 14 лет, торжественно вручают паспорта.
Подготовила научный сотрудник научно-методического отдела И.А. Клепикова
Подписи к иллюстрациям:
- Делегаты Пятого съезда и принятие Конституции 1918 г.
- Плакат, посвященный принятию конституции СССР 1936 г.
- Передовица газеты «Правда» о принятии Конституции 1977 г.
- Бюллетень для голосования на референдуме 1993 г.
Александр Солженицын: слово как свидетельство
14 ДЕКАБРЯ в 15:00 в Музейном центре им. А.И. Солженицына состоится открытие выставки, приуроченной ко дню рождения писателя.
В 2017-2018 гг. состоялся Всероссийский открытый творческий конкурс на памятник А.И. Солженицыну к 100-летию русского писателя. В рамках празднования юбилейной даты по Указу Президента Российской Федерации было проведено 80 мероприятий, в ходе которых все желающие смогли поближе познакомиться с творчеством русского мыслителя.
Второе место в конкурсе на памятник было присуждено проекту молодого авторского коллектива, в который вошли скульптор Кирилл Чижов, архитекторы Александра Дронова и Сергей Рожков. Творческий коллектив опередил проект Зураба Церетели (в 2018 г. памятник по проекту Церетели установлен в Кисловодске). Первое место жюри отвело проекту, который возглавил прославленный скульптор Андрей Ковальчук и его творческий коллектив.
14 декабря проект группы скульптора Кирилла Чижова, особенно тепло принятый в свое время Наталией Дмитриевной Солженицыной, будет представлен рязанцам автором.
Музейный центр им. А.И. Солженицына | Николодворянская, 24/42
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Александр Солженицын: глубокое долгодействие наследия
11 декабря исполняется 107 лет со дня рождения писателя и публициста А.И. Солженицына (1918–2008)
Обращаясь в одном из своих выступлений к думающим о судьбах России людям, Александр Исаевич Солженицын заметил: «А книги мои, в правильно понятых интересах России, могут понадобиться и много позже, при более глубокой проработке исторического процесса. Проявится какое-то позднее долгодействие, уже после меня». В тех обстоятельствах тридцатилетней давности, на коротком выживающем дыхании едва переводившей дух России для многих это прозвучало непонятно. Однако сегодня правдивое слово русского писателя Александра Солженицына о бедах и силе России, о необходимости сверхусилий русских для сохранения и развития своей великой культуры раскрывается многим из нас подобно книге пророчеств – последовательностью предложенных нам великим старцем побуждающих наше действие вопросов русского мыслителя.
И самый фундаментальный призыв Александра Солженицына – о необходимости русской политики народосбережения. «Я хотел бы, чтобы русский народ, несмотря на все многомиллионные потери в двадцатом веке, несмотря на нынешний катастрофический упадок –не пал бы духом, не пересёкся в существовании на Земле –но сумел бы воспрять. Чтобы в мире сохранились русский язык и культура. И сохранилась бы в этом и моя скромная доля», – отмечал Александр Исаевич в своем интервью в декабре 2003 г. швейцарскому еженедельнику «Вельтвохе». В свое время бескомпромиссно отмечал Солженицын и пагубность «нынешнего по народу “удара Долларом”» – совершенно определенно и открыто, публично он критиковал Западное мироустройство, не считая его годным на роль общественного эталона: «Всю жизнь проведя под коммунизмом, я скажу: ужасно то общество, в котором нет беспристрастных юридических весов. Но общество, в котором нет других весов, кроме юридических, тоже мало достойно человека». В чем же видел выход из парадоксального и очевидного «долларово-коммунистического» тупика мировых цивилизационных ценностей великий русский мыслитель? Выход ему представлялся в развитии русской гражданской самодеятельности и в опорной надежде на религиозное сознание (для русского народа – Православие). «Русским быть – значит вернуться к той самодеятельности, которая когда-то была, а особенно на русском Севере…я считаю, что Россия может возрождаться, как и всё, что растет, только снизу, только от провинции. Нам бы сейчас местное самоуправление дали настоящее…» В Православной Вере у русского писателя Александра Исаевича Солженицына было крепкое стояние – как основанное на его понимании физических законов Вселенной, так и на собственном опыте и наблюдениях за народной русской жизнью. Здесь не обойтись без пространного цитирования Нобелевского лауреата по литературе: «По второму закону термодинамики ничего живого во Вселенной быть не должно. Разница потенциалов должна быть выровнена, температуры должны свестись к средней, движение молекул, атомов, электронов должно остановиться. Энтропия. А мы живем. Один астрофизик сформулировал еще в советское время закон: энергия рождается от самого̀ хода времени. Он не мог в тех условиях сказать яснее: энергия приходит к нам от Бога повседневно. Только есть и пить – недостаточно для поддержания нашей жизни. Мы получаем кванты энергии, и ими живы». И еще о Вере Александра Солженицына: «О Церкви вопрос сложный. В мире везде принято, что Церковь отделена от государства. И это правильно. Ибо духовная наша жизнь не может совмещаться и переплетаться с государственной,…однако под видом отделения Церкви от государства по всему миру идет усиленное отделение Церкви от общества…религиозное сознание – это наша надежда, и оно у нас еще сохранилось. Чем ниже слой общества, чем больше в глубинку, тем более. Поразительно. Мне приходилось проводить и областные большие встречи, и районные, даже в совхозах, в селах. Так, чем ниже слой, тем вразумительнее как-то и возвышенней тон. Уж им ли легко жить – ужасно жить, а они размышляют о смысле существования. Вот такие, кто выходят и сразу говорят о своих бедах, – в областных встречах всегда бывают, а ниже – нет, потому что понимают: какая бы моя беда ни была, но она не заливает весь мир. Надо как-то думать и об общей беде».
Не все мы живем в Москве, Санкт-Петербурге, большинству из нас не суждено иметь отношение к важным должностям и государственным решениям. Но оставим себе в память обращение Александра Солженицына:
О Боже, о, Ты, Кем созданы
Твердь суши и водная гладь!
Быть может и мне не опоздано
Ещё человеком стать?!
Россия! Не смею жизнию
Я прежнюю звать свою
Сегодня рождаюсь сызнова,
Вот здесь, на твоём краю.
Материалы подготовлены сотрудниками
Музейного центра им. А.И. Солженицына РИАМЗ
Фото:
Е.Н. Каширин. Фотопортрет А.И. Солженицына, сделанный во время его приезда в Рязань в октябре 1994 г. РИАМЗ
Список использованной литературы:
- Солженицын А.И. Дороженька. М., 2004.
- Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу ХХ века. М., 1995
- Солженицын А.И. «Прямая линия»: надо думать об общей беде / авт.-сост. Н.Д. Солженицына. М., 2016 (Книги о России для думающих людей)
- Солженицын А.И. С Украиной будет чрезвычайно больно. Расколотый мир. Из Гарвардской речи, Кембридж, Гарвард-сквер, 8 июня 1978 г. / сост. Н. Солженицыной. М., 2023
ГРАФИК РАБОТЫ МУЗЕЯ В НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ
30 декабря 10:00–18:00
31 декабря и 1 января – выходные дни
2 и 3 января 10:00–18:00
4 января 11:00–22:00
5-9 января, 10 и 11 января 10:00–18:00
13 ЯНВАРЯ – САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ
* Касса закрывается за 45 минут до окончания работы музея
Планируйте свое время и до встречи в музее!
105 лет со дня рождения профессора Нины Степановны Киняпиной
Нина Степановна Киняпина, будущий доктор исторических наук, профессор, родилась 10 декабря 1920 г. в с. Кадом Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне районный центр Рязанской области) в семье служащих. Интерес к прошлому страны привел ее на исторический факультет МГУ, который она окончила с отличием в 1942 г.
В 1944 г. Н.С. Киняпина становится преподавателем Института международных отношений МГИМО, а с 1950 г. и до конца жизни – МГУ. В МГУ она долгие годы была заместителем заведующего кафедрой истории России XIX – начала XX в., членом диссертационного совета исторического факультета МГУ.
Нина Степановна была широко известна как специалист в области внешней и внутренней политики России XIX в., исследовала положение страны в системе международных отношений. В 1980 г. была удостоена Ломоносовской премии МГУ, а в 1992 г. Кембриджский международный биографический центр (Великобритания) присвоил ей почетное звание «Человек XX века» и «Женщина 1992–1993 гг.»
Материал подготовлен А.А. Володиной, старшим научным сотрудником Центра научных исследований
Подписи к фотографиям:
- Нина Степановна Кипянина. Фотография из книги «Россия в центре истории. Научный сборник памяти Нины Степановны Киняпиной (1920–2003)». М., 2024
- Вид на Соборную гору в г. Кадоме из-за реки Мокши. 1930 г. РИАМЗ












предыдущие