Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

К юбилею оперного певца Петра Сергеевича Оленина

К юбилею оперного певца Петра Сергеевича Оленина

28 февраля исполняется 155 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка, талантливого оперного певца и режиссера Петра Сергеевича Оленина (1870–1922).

Он появился на свет в 1870 г. в Рязанской губернии в имении Истомино Касимовского уезда (ныне п. Крутоярский) в известной дворянской семье.

Его родители: отец Сергей Петрович Оленин (1834–1895) − выпускник Михайловского артиллерийского училища, участник Кавказской войны, и мать Анна Михайловна Благово, дочь смоленского помещика Михаила Сергеевича Благово, состояли в близком родстве с лучшими представителями этой фамилии. Маленький Петя приходился двоюродным братом композитору Александру Алексеевичу, писателю и драматургу Петру Алексеевичу, художнице Варваре Алексеевне и певице Марии Алексеевне Олениным.

Практически все свое детство мальчик провел в Истомино, в окружении родных и близких, очень одаренных талантливых людей, что, несомненно, способствовало его воспитанию и творческому развитию.

В юные годы Пётр Сергеевич Оленин решил поступить в Московский университет на медицинский факультет, который успешно окончил в 1896 г., но продолжать медицинскую карьеру не стал.

Неожиданно он решил полностью посвятить себя театральной оперной сцене. Его увлечение театром началось еще в студенческие годы. Обучаясь в университете, Пётр Сергеевич стал активным участником кружка К.С. Станиславского и учредителей Московского художественного театра, на сцене которого дебютировал и неоднократно выступал с концертными номерами, в том числе с Л. Собиновым в любительском спектакле «Паяцы». Обладая прекрасным баритоном, Оленин уехал в Италию для того, чтобы совершенствоваться в искусстве пения и по возвращении сразу занял заметное положение на отечественной оперной сцене.

Его репертуар был обширен и разнообразен. Лучшими партиями стали Борис в «Годунове», Пётр в «Вражьей силе», Эскамильо в «Кармен», Валентин в «Фаусте». Кроме того, он считался тонким исполнителем характерных ролей в оперных спектаклях.

Режиссерская деятельность Петра Сергеевича началась в частной Опере С.И. Зимина, где Оленин проявил себя как талантливый режиссер-новатор, последователь школы К.С. Станиславского, постановщик множества спектаклей отечественных и зарубежных композиторов. После закрытия Оперы Зимина Оленин стал солистом Московского Большого театра, а позже занимал должность управляющего оперной труппы.

В 1918 г. он перешел из Большого театра в Мариинский, переехав с семьей из Москвы в Петроград. В северной столице с 1918 по 1921 г. Оленин проявил свой незаурядный талант режиссера в петроградском Государственном академическом театре оперы и балета и в Государственном академическом театре комической оперы.

Известный музыкальный критик и современник Петра Сергеевича С. Кругликов очень хорошо охарактеризовал деятельности талантливого  артиста и режиссера. Он писал: «Оленин – как рыба в воде на сцене, живет на ней, не может себя вне ее представить. Что ни партия – характерная фигура, обдуманная, прочувствованная до мельчайших деталей. Оленин одинаково хорош и в комедии, и в драме, в любых исторических эпохах и стилях. Нигде он не затеряется, ничем не смутится, во все готов всегда вложить всю душу, весь темперамент. Поэтому-то Оленин всегда колоритен, и многое, созданное им, запоминается неизгладимо… Оленин – это избранник природы, щедро ею отмеченный человек».

На фото Пётр Сергеевич Оленин. Фото из свободных источников.

Материалы подготовлены заведующей сектором РИАМЗ Т.А. Хоченковой.


Развернуть новость

210 лет хирургу, президенту Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (1858–1867) Петру Александровичу Дубовицкому

210 лет хирургу, президенту Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (1858–1867) Петру Александровичу Дубовицкому

Пётр Александрович Дубовицкий (1815–1868) родился в феврале 1815 г. в Москве в семье богатого рязанского помещика, отставного полковника Александра Петровича Дубовицкого (1782–1848).

Александр Петрович известен как масон и мистик, вольнодумец, основатель религиозной секты. В семье Дубовицких уделялось большое внимание развитию детей – как умственному, так и духовному, на образование и учителей не жалели средств. Видимо, Пётр Дубовицкий и его сестры были близки с отцом: в коллекции РИАМЗ сохранились «Выписки из писем детских Петра Александровича, Надежды и Софии Александровны Дубовицких к их папиньке, Александру Петровичу», датированные 1834–1841 гг.

Под влиянием взглядов и настояний отца, который полагал, что врачебное искусство дает наибольшую возможность служить человечеству, П.А. Дубовицкий поступил в 1829 г. на медицинский факультет Московского университета и окончил его в 1833 г., будучи всего лишь 18 лет отроду. Для совершенствования в хирургическом деле в 1834 г. он за свой счет отправился за границу, где занимался в различных университетах, преимущественно в парижском, под руководством лучших специалистов того времени.

В фондах РИАМЗ хранится портрет Петра Александровича Дубовицкого кисти его сестры Надежды, талантливой художницы. Работа датирована 1837 г. На портрете мы видим улыбающегося юношу, у которого вся жизнь и все свершения еще впереди. Правой рукой Дубовицкий сжимает перо и листок, на котором, скорее всего, запечатлены важнейшие в его жизни даты. В их числе 16 марта 1836 г. – присуждение П.А. Дубовицкому звания медико-хирурга решением Совета Императорского Московского университета; 28 мая 1837 г. – присуждение степени доктора медицины в Санкт-Петербургской медико-xирургической академии; 18 июня 1837 г. – вероятно, назначение экстраординарным профессором общей и частной хирургии Казанского университета.

Только за год работы в Казанском университете Дубовицким было выполнено 112 операций, в том числе новых. Как и Н.И. Пирогов (1810–1881), Дубовицкий считается одним из создателей научной пластической хирургии. Он мог бы стать выдающимся хирургом, но остался в истории как крупнейший реформатор отечественной медицины: сложный перелом левой руки, полученный в 1838 г. после долгого безуспешного лечения привел к параличу конечности и навсегда лишил его возможности заниматься практической хирургической деятельностью.

В 1840 г. Пётр Александрович был приглашен на кафедру теоретической хирургии в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, с которой и будет связана его дальнейшая ученая и административная деятельность. В 1857 г. его назначили президентом академии. Преобразования, проведенные Петром Александровичем, привели к тому, что Санкт-Петербургская медицинская академия стала считаться одним из лучших учебных заведений в России.

Президентство Дубовицкого в Медико-хирургической академии выпало на годы реформ императора Александра II. Не все преобразования пришлись ему по душе. Так, в коллекции РИАМЗ сохранилось письмо П.А. Дубовицкого некому Александру Николаевичу. В этом послании он высказывает свои соображения по поводу грядущего освобождения крестьян и горячо осуждает стремление дворян заняться улучшением быта помещичьих крестьян, полагая, что такая просьба к правительству заключает в себе необоснованное «обвинение дворянства и сознание ими самими того, что быт крестьян наших в дурном положении, между тем, как всякий дворянин постоянно заботится в улучшении быта своих крестьян…».

Сам Пётр Александрович был хозяином превосходным. Сразу же после окончания университета на плечи 18-тилетнего юноши легла огромная ответственность: управление семейным состоянием, в том числе поместьем Дубовицких в д. Стенькино Рязанского уезда (ныне с. Стенькино Рязанского р-на). Дело в том, что отец семейства Александр Петрович за свою сектантскую деятельность был сослан в Соловецкий монастырь. Лишь в 1842 г. его передали по поруки сыну. Став после кончины отца в 1848 г. полновластным хозяином семейного состояния, Пётр Александрович много сил и времени уделял имениям. Так, усадьба в Стенькино претерпела при нем большие изменения: усадебный дом и парк были перепланированы и перестроены, достроена Покровская церковь, выстроены богадельня, больница и школа для крестьян, а расходы на содержание благотворительных заведений взял на себя хозяин поместья.

Находясь в отставке 1852 по 1857 гг. П.А. Дубовицкий постоянно жил со своим семейством в Стенькино, сам принимал в усадебной больнице не только своих крестьян, но и посторонних людей всякого звания, а помощницей и сиделкой была его незамужняя сестра, Надежда Александровна. Пётр Александрович был широко известен как благотворитель, употреблял собственные средства на стипендии для талантливых студентов-медиков, пополнение университетских библиотек, содержание бедных семейств.

При нем в Стенькино был устроен превосходный конный завод, и лошади из имения Дубовицких брали призы на рязанском ипподроме. Об успехе в этом виде деятельности говорит то, что П.А. Дубовицкий являлся членом Совета государственного коннозаводства. Его супруга Мария Александровна была страстной любительницей попугаев и занималась их разведением в поместье. По свидетельству графа Михаила Дмитриевича Бутурлина (1807–1876), попугаи в усадьбе были везде: и в клетках, и на воле, и в парадных комнатах, и даже в саду – от самых маленьких до размером с ястреба. Попугаи ослепляли посетителей «всеми возможными радужными оттенками», однако, «живой этот зоологический кабинет орал так немилосердно, что заглушал голоса собеседников, и нельзя было поддерживать разговор с хозяевами дома».

После смерти П.А. Дубовицкого в 1868 г. от рака, Стенькино унаследовала его замужняя сестра, Софья Александровна Мерхелевич. Мерхелевичи не только смогли сохранить конный завод и крепкое хозяйство, но и превратили усадьбу в жилище муз: в Стенькино нередко бывали известные литераторы и живописцы.

После 1917 г. имение национализировали, на его базе в 1920 гг. был создан сначала совхоз, а после появления в Рязани в 1949 г. сельскохозяйственного института (ныне – РГАТУ имени П.А. Костычева) – учебно-опытное хозяйство «Стенькино», занимавшее усадебные строения. В 2000 гг. постройки опустели и к настоящему времени сильно обветшали. Эти живописные развалины и леденящие душу местные легенды привлекают в бывшую усадьбу посетителей не только из Рязани, но и из других регионов страны.

Несмотря на печальные обстоятельства, наследие Дубовицких – Мерхелевичей удалось хотя бы отчасти сохранить. Картины из усадебного собрания пребывают в коллекциях московских и рязанских музеев, а в фондах РИАМЗ ведется работа по созданию каталога рукописных и печатных изданий из обширной библиотеки Дубовицких – Мерхелевичей. Промежуточные итоги этой работы научный сотрудник Е.С. Беляева представила на заседании семинара «ИСТОРИОГРАФ» в январе 2025 г.

Материал подготовлен А.А. Володиной, научным сотрудником ЦНИ РИАМЗ

Список фото:

  1. Худ. Н.А Дубовицкая. Портрет Петра Александровича Дубовицкого. 1837 г. РИАМЗ
  2. Выписки из писем Петра Александровича, Надежды Александровны и Софьи Александровны Дубовицких к отцу. 1841 г. РИАМЗ
  3. План дачи с. Стенькина с деревнями и пустошами. Владения надворного советника Петра Александровича Дубовицкаго. 1842 г. РИАМЗ
  4. Худ. И.А. Тюрин. Портрет Петра Александровича Дубовицкого. 1869 г. Военно-медицинский музей Министерства обороны РФ (г. Санкт-Петербург)
  5. Фасад дома в бывшей усадьбе Мерхелевичей в с. Стенькине Рязанского уезда. 1928 г. РИАМЗ

 



Развернуть новость

Сказка на ночь. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»

Сказка на ночь. Из собрания Музея-заповедника «Абрамцево»

6 марта в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике откроется выставка, которая представляет собой настоящий праздник для ценителей волшебных историй. Она расскажет о важной роли сказки в зарождении Русского стиля рубежа XIX – XX веков.

Сказка питает образный, эмоциональный мир человека с самого его детства, оставляет в нем на всю жизнь некий чудесный островок волшебства, который бережет взрослого от черствости и душевного старения. Тесно связанные с памятниками народного творчества, сказки представляют много любопытного и в художественном отношении. Участники Абрамцевского (Мамонтовского) кружка в 1880-е годы живо откликнулись на идею сохранения памятников народного искусства. Художники Елена и Василий Поленовы, Виктор Васнецов, Сергей Малютин, Константин Коровин – нередко черпали вдохновение в фольклорных источниках.

На выставке «Сказка на ночь» будет представлено более 100 предметов из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» и экспонаты из коллекции Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Это произведения выдающихся мастеров: Елены и Василия Поленовых, Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Валентина Серова и Александра Парамонова. Гости увидят красочные иллюстрации, подвесные шкафчики, вешалки, шкатулки, старинных кукол, берестяную обувь, короба и даже избушку на курьих ножках. Все эти предметы вполне могли служить частью декораций волшебных историй русского фольклора. Сказка только с виду выдумка, небывальщина, плод невероятного, фанатического вымысла, а по существу –  это чудодейственно и лукаво, до неузнаваемости видоизмененная реальность.

Выставка будет интересна как маленьким посетителям, так и взрослым, которые хотя бы на время смогут забыть о делах, и погрузиться в чудесный мир знакомый им с детства.

Открытие выставки состоится 6 марта в 16.00 в Музейном центре РИАМЗ (ул. Соборная, 22). ВХОД СВОБОДНЫЙ.


Развернуть новость

Собиратели земель русских

Собиратели земель русских

5 марта в Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника начинает свою работу выставка Государственного центрального музея кино.

Проект посвящен трем правителям, сыгравшим поворотную роль в формировании современной карты России: Ивану Грозному, Петру Великому и Екатерине Великой. Через призму кино выставка раскроет исторических деятелей как собирателей русских земель, самодержцев, связанных с образом могучей Империи.

Здесь будут представлены подлинные костюмные комплексы из фильмов «Иван Грозный» (1944–1945) и «Русский бунт» (1999), эскизы декораций и костюмов, фотографии съемочного процесса и другие материалы из фондов Музея кино. Отдельного внимания заслуживают костюмные работы художников-технологов Школы-студии при МХАТ им. А.П. Чехова, вдохновленные фильмом «Юность Петра» (1980). Проекции в пространстве выставочных залов с кинофрагментами, звуками и шумами создадут эффект движущегося, пластичного пространства, отвечающего динамической природе кинематографа.

Цель выставки — посредством обращения к кинематографу привлечь внимание посетителей музея к важнейшим вехам отечественной истории. И рассказать о том, как авторский взгляд и выбранный ракурс способен художественно трактовать исторические события и воссоздавать их на экране с помощью средств киноязыка.

Открытие выставки состоится 5 марта в 16.00 в Музейном центре РИАМЗ (ул. Соборная, 22). ВХОД СВОБОДНЫЙ.


Развернуть новость

САНИТАРНЫЕ ДНИ В ФЕВРАЛЕ

САНИТАРНЫЕ ДНИ В ФЕВРАЛЕ

25 февраля – Музейный центр на Соборной.
26 февраля – Дворец Олега (работает до 14:00), ЦНТИ.
27 февраля – Музейный центр им. А.И. Солженицына.

Уважаемые посетители! Будьте внимательны при планировании посещения музея!


Развернуть новость