Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

День Конституции

День Конституции

12 декабря отмечается государственный праздник – День Конституции Российской Федерации.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. после вынесения на референдум и получения одобрения большинства. Дата 12 декабря стала государственным праздником страны.

До 1993 г. в стране действовали четыре конституции РСФСР и СССР. Символом перемен после 1917 г. стала Конституция РСФСР 1918 г. Главной задачей признавалось установление диктатуры пролетариата и построение социалистического общества. Верховным органом власти стал Всероссийский съезд Советов, а в промежутках между съездами – ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет). В Конституции, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, закреплялся герб – серп и молот.

Первая союзная конституция принята после образования в декабре 1924 г. СССР. В новом основном законе регулировались компетенции союзного и республиканских правительств. Центральная власть решала вопросы войны и мира, внешней торговли, международных договоров, вооруженных сил, бюджета, транспорта и общесоюзной юстиции. Верховным органом власти оставался съезд Советов, между съездами – союзный ЦИК.

Вторая союзная конституция, принятая VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 г., просуществовала 40 лет. Ее разработкой занималась комиссия в составе 31 человека, среди  которых был И.В. Сталин. В ней провозглашена победа социализма в СССР, закреплена руководящая роль партии, высшим органом стал двухпалатный Верховный Совет СССР. Были определены полномочия центральных и местных органов управления, суда и прокуратуры, основные права и обязанности граждан. Всем гарантировались право на труд, отдых, ежегодные отпуска, восьмичасовой рабочий день, пенсии, бесплатное образование, декларировалось равноправие женщин и мужчин, равенство национальностей, свобода совести, слова, печати, собраний, митингов, шествий, демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки.

Принятая Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. «брежневская» конституция отразила период «развитого социализма». В своей основе она подтверждала главные положения конституции 1936 года, констатировала складывание новой общности «советский народ». Она стала последней конституцией социалистического СССР.

Современная конституция России рождалась в условиях развала пространства СССР, усугубленного экономическим кризисом, противостоянием парламента и президента, полной сменой социального уклада общества. Конституционная комиссия численностью свыше 800 человек более трех лет готовила проект.

По действующей конституции Россия – федеративное государство с республиканской формой правления во главе с президентом и с разделением властей. В федерации 89 субъектов, в том числе вошедший в 2014 г. Крым, в 2022 г. – ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области. Разграничены компетенции федеральных и региональных органов власти, система бюджета и налогов, судоустройство. Высшей ценностью государства является человек, его права и свободы. В 2020 г. были приняты более 10 поправок в конституцию о защите государственного суверенитета и традиционных ценностей, о перераспределении полномочий между правительством и президентом.

В День Конституции во всех городах страны проходят патриотические мероприятия, торжественные митинги и круглые столы, а в школах тематические «Разговоры о важном». К этому дню приурочен общероссийский прием граждан, на котором представители органов власти отвечают на вопросы жителей. В праздник проходят концерты и награждение почетными грамотами заслуженных юристов и судей. По традиции в этот день россиянам, достигшим 14 лет, торжественно вручают паспорта.

 Подготовила научный сотрудник научно-методического отдела И.А. Клепикова

Подписи к иллюстрациям:

  1. Делегаты Пятого съезда и принятие Конституции 1918 г.
  2. Плакат, посвященный принятию конституции СССР 1936 г.
  3. Передовица газеты «Правда» о принятии Конституции 1977 г.
  4. Бюллетень для голосования на референдуме 1993 г.

Развернуть новость

Александр Солженицын: слово как свидетельство

Александр Солженицын: слово как свидетельство

14 ДЕКАБРЯ в 15:00 в Музейном центре им. А.И. Солженицына состоится открытие выставки, приуроченной ко дню рождения писателя.

В 2017-2018 гг. состоялся Всероссийский открытый творческий конкурс на памятник А.И. Солженицыну к 100-летию русского писателя. В рамках празднования юбилейной даты по Указу Президента Российской Федерации было проведено 80 мероприятий, в ходе которых все желающие смогли поближе познакомиться с творчеством русского мыслителя.

Второе место в конкурсе на памятник было присуждено проекту молодого авторского коллектива, в который вошли скульптор Кирилл Чижов, архитекторы Александра Дронова и Сергей Рожков. Творческий коллектив опередил проект Зураба Церетели (в 2018 г. памятник по проекту Церетели установлен в Кисловодске). Первое место жюри отвело проекту, который возглавил прославленный скульптор Андрей Ковальчук и его творческий коллектив.

14 декабря проект группы скульптора Кирилла Чижова, особенно тепло принятый в свое время Наталией Дмитриевной Солженицыной, будет представлен рязанцам автором.

Музейный центр им. А.И. Солженицына | Николодворянская, 24/42

ВХОД СВОБОДНЫЙ


Развернуть новость

Александр Солженицын: глубокое долгодействие наследия

Александр Солженицын: глубокое долгодействие наследия

11 декабря исполняется 107 лет со дня рождения писателя и публициста А.И. Солженицына (1918–2008)

Обращаясь в одном из своих выступлений к думающим о судьбах России людям, Александр Исаевич Солженицын заметил: «А книги мои, в правильно понятых интересах России, могут понадобиться и много позже, при более глубокой проработке исторического процесса. Проявится какое-то позднее долгодействие, уже после меня». В тех обстоятельствах тридцатилетней давности, на коротком выживающем дыхании едва переводившей дух России для многих это прозвучало непонятно. Однако сегодня правдивое слово русского писателя Александра Солженицына о бедах и силе России, о необходимости сверхусилий русских для сохранения и развития своей великой культуры раскрывается многим из нас подобно книге пророчеств – последовательностью предложенных нам великим старцем побуждающих наше действие вопросов русского мыслителя.

И самый фундаментальный призыв Александра Солженицына – о необходимости русской политики народосбережения. «Я хотел бы, чтобы русский народ, несмотря на все многомиллионные потери в двадцатом веке, несмотря на нынешний катастрофический упадок –не пал бы духом, не пересёкся в существовании на Земле –но сумел бы воспрять. Чтобы в мире сохранились русский язык и культура. И сохранилась бы в этом и моя скромная доля», – отмечал Александр Исаевич в своем интервью в декабре 2003 г. швейцарскому еженедельнику «Вельтвохе». В свое время бескомпромиссно отмечал Солженицын и пагубность «нынешнего по народу “удара Долларом”» – совершенно определенно и открыто, публично он критиковал Западное мироустройство, не считая его годным на роль общественного эталона: «Всю жизнь проведя под коммунизмом, я скажу: ужасно то общество, в котором нет беспристрастных юридических весов. Но общество, в котором нет других весов, кроме юридических, тоже мало достойно человека». В чем же видел выход из парадоксального и очевидного «долларово-коммунистического» тупика мировых цивилизационных ценностей великий русский мыслитель? Выход ему представлялся в развитии русской гражданской самодеятельности и в опорной надежде на религиозное сознание (для русского народа – Православие). «Русским быть – значит вернуться к той самодеятельности, которая когда-то была, а особенно на русском Севере…я считаю, что Россия может возрождаться, как и всё, что растет, только снизу, только от провинции. Нам бы сейчас местное самоуправление дали настоящее…»  В Православной Вере у русского писателя Александра Исаевича Солженицына было крепкое стояние – как основанное на его понимании физических законов Вселенной, так и на собственном опыте и наблюдениях за народной русской жизнью. Здесь не обойтись без пространного цитирования Нобелевского лауреата по литературе: «По второму закону термодинамики ничего живого во Вселенной быть не должно. Разница потенциалов должна быть выровнена, температуры должны свестись к средней, движение молекул, атомов, электронов должно остановиться. Энтропия. А мы живем. Один астрофизик сформулировал еще в советское время закон: энергия рождается от самого̀ хода времени. Он не мог в тех условиях сказать яснее: энергия приходит к нам от Бога повседневно. Только есть и пить – недостаточно для поддержания нашей жизни. Мы получаем кванты энергии, и ими живы». И еще о Вере Александра Солженицына: «О Церкви вопрос сложный. В мире везде принято, что Церковь отделена от государства. И это правильно. Ибо духовная наша жизнь не может совмещаться и переплетаться с государственной,…однако под видом отделения Церкви от государства по всему миру идет усиленное отделение Церкви от общества…религиозное сознание – это наша надежда, и оно у нас еще сохранилось. Чем ниже слой общества, чем больше в глубинку, тем более. Поразительно. Мне приходилось проводить и областные большие встречи, и районные, даже в совхозах, в селах. Так, чем ниже слой, тем вразумительнее как-то и возвышенней тон. Уж им ли легко жить – ужасно жить, а они размышляют о смысле существования. Вот такие, кто выходят и сразу говорят о своих бедах, – в областных встречах всегда бывают, а ниже – нет, потому что понимают: какая бы моя беда ни была, но она не заливает весь мир. Надо как-то думать и об общей беде».

Не все мы живем в Москве, Санкт-Петербурге, большинству из нас не суждено иметь отношение к важным должностям и государственным решениям. Но оставим себе в память обращение Александра Солженицына:

О Боже, о, Ты, Кем созданы

Твердь суши и водная гладь!

Быть может и мне не опоздано

Ещё человеком стать?!

Россия! Не смею жизнию

Я прежнюю звать свою

Сегодня рождаюсь сызнова,

Вот здесь, на твоём краю.

Материалы подготовлены сотрудниками

 Музейного центра им. А.И. Солженицына РИАМЗ

Фото:

Е.Н. Каширин. Фотопортрет А.И. Солженицына, сделанный во время его приезда в Рязань в октябре 1994 г. РИАМЗ

 

Список использованной литературы:

  1. Солженицын А.И. Дороженька. М., 2004.
  2. Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу ХХ века. М., 1995
  3. Солженицын А.И. «Прямая линия»: надо думать об общей беде / авт.-сост. Н.Д. Солженицына. М., 2016 (Книги о России для думающих людей)
  4. Солженицын А.И. С Украиной будет чрезвычайно больно. Расколотый мир. Из Гарвардской речи, Кембридж, Гарвард-сквер, 8 июня 1978 г. / сост. Н. Солженицыной. М., 2023

Развернуть новость

ГРАФИК РАБОТЫ МУЗЕЯ В НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ


Развернуть новость

105 лет со дня рождения профессора Нины Степановны Киняпиной

105 лет со дня рождения профессора Нины Степановны Киняпиной

Нина Степановна Киняпина, будущий доктор исторических наук, профессор, родилась 10 декабря 1920 г. в с. Кадом Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне районный центр Рязанской области) в семье служащих. Интерес к прошлому страны привел ее на исторический факультет МГУ, который она окончила с отличием в 1942 г.

В 1944 г. Н.С. Киняпина становится преподавателем Института международных отношений МГИМО, а с 1950 г. и до конца жизни – МГУ. В МГУ она долгие годы была заместителем заведующего кафедрой истории России XIX – начала XX в., членом диссертационного совета исторического факультета МГУ.

Нина Степановна была широко известна как специалист в области внешней и внутренней политики России XIX в., исследовала положение страны в системе международных отношений. В 1980 г. была удостоена Ломоносовской премии МГУ, а в 1992 г. Кембриджский международный биографический центр (Великобритания) присвоил ей почетное звание «Человек XX века» и «Женщина 1992–1993 гг.»

Материал подготовлен А.А. Володиной, старшим научным сотрудником Центра научных исследований

Подписи к фотографиям:

  • Нина Степановна Кипянина. Фотография из книги «Россия в центре истории. Научный сборник памяти Нины Степановны Киняпиной (1920–2003)». М., 2024
  • Вид на Соборную гору в г. Кадоме из-за реки Мокши. 1930 г. РИАМЗ

Развернуть новость