Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник



ENG

Календарь событий

Контактная информация

Новости

К юбилею рязанского лирика

К юбилею рязанского лирика

«Ведь и себя я не сберег для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок»

3 октября исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина. «Певец России», «чародейный лирик», «самый русский поэт», «цветок полевой Руси» – такими эпитетами награждали С.А. Есенина не только восторженные читатели, но и коллеги по поэтическому цеху. С детства знакомые задушевные стихи, пронизанные любовью к Родине, ее природе, находят отклик в сердце каждого русского человека.

Есенинское творчество поражает своей целостностью – это своеобразный лирический роман, главным героем которого является, безусловно, автобиографичный образ Поэта. Родившийся и выросший в деревне, на лоне природы, он отрывается от своей «малой родины» и уходит в город, который оказывается для него «чужим миром».

После 1917 г. в поэзии Есенина резко меняются автоэпитеты: на место «захожего богомольца», «ласкового послушника», «отрока светлого» приходят «хулиган» и «скандалист». Первоначальный восторг от прихода нового строя быстро сменяется у Есенина трагическим предчувствием драматических событий, которые вскоре предстоит пережить России.

К середине 1925 г. на смену плодотворному творческому периоду приходит полоса душевного кризиса, которая закончилась трагедией, произошедшей 28 декабря 1925 г. в ленинградской гостинице «Англетер». Похороны Сергея Есенина состоялись 31 декабря 1925 г. в Москве на Ваганьковском кладбище. В те дни с поэтом, казалось, прощалась вся страна. Однако полное официальное признание Сергея Есенина в СССР началось только в период «оттепели».

«Эта улица мне знакома, и знаком этот низенький дом»

В 1965 г. 70-летие Есенина праздновалось уже как событие всесоюзного масштаба. На родине поэта в рязанском селе Константинове был открыт мемориальный дом-музей. До 1970 г.он был филиалом Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, и специалисты нашего музея сделали немало для увековечивания памяти поэта на Рязанщине.

Экспозиция дома-музея погружала в атмосферу «золотой бревенчатой избы», куда Есенин возвращался снова и снова, слагая стихи о родных местах. Последний раз он побывал в Константинове за три месяца до гибели – 23 сентября 1925 г. Воссоздать обстановку дома помогли сестры Есенина Екатерина и Александра, долгие годы бережно хранившие не только фотографии, документы, личные вещи и книги брата, но и мебель, утварь из родительской избы. В сенях дома была размещена литературная выставка, посвященная жизни и творчеству поэта. Она была составлена на основе научно-экспозиционной разработки сотрудника Пушкинского Дома Н.И. Хомчук. Поначалу коллекция есенинского музея насчитывала всего несколько сотен предметов. Со временем она увеличилась до 30 тысяч экспонатов, а музейная экспозиция вышла за пределы усадьбы Есениных.

В 1984 г. на базе литературно-мемориального музея в селе Константинове и памятных мест в городе Спас-Клепики, где Есенин учился в церковно-приходской второклассной учительской школе, был создан Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Сегодня это крупный музейный комплекс, место паломничества почитателей поэта со всего мира. 

 «Думы печальные, думы глубокие…»

В коллекции Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника есть фонд С.А. Есенина, который содержит прижизненные издания произведений поэта, мемориальные предметы, редкие фотографии.

Настоящим раритетом является первый рукописный поэтический сборник Есенина под названием «Больные думы». Он был написан и составлен поэтом во время обучения в Спас-Клепиковской второклассной учительской школе. Поэт завершил рукопись из 16 стихотворений в 1912 г., но общественность узнала о ней лишь полвека спустя.

В августе 1965 г. сотрудникам Рязанского областного краеведческого музея стало известно, что у жительницы города Рязани Марии Дмитриевны Ильиной хранятся неизвестные стихи Сергея Есенина. Вскоре музейные работники смогли ознакомиться с рукописью, которая представляла собой две сшитые вместе ученические тетради в сиреневых обложках. На обложке первой тетради наклеен белый листок с названием «Больные думы».

В беседе с сотрудниками музея М.Д. Ильина рассказала, что летом 1912 г. вместе с братом Сергеем гостила в Константинове. Отмечался престольный праздник Казанской Богоматери (9 июля ст. ст.). «На следующий день, – продолжала Мария Дмитриевна, – возвращаясь в Рязань, я и брат оказались в одном вагоне с неизвестным юношей. Вскоре брат разговорился с ним. Юноша назвал себя Сергеем Есениным. В Рязани он переночевал у нас, в школе ‹...›, где учительствовал мой отец. Ночь напролет Есенин беседовал с братом, а наутро куда-то ушел. Возможно, он пытался пристроить стихи в местную газету «Епархиальные ведомости», которую выпускало издательство «Братства Василия Рязанского». По-видимому, Есенина постигла неудача. Он не стал задерживаться в Рязани и тотчас отправился в Москву, оставив брату тетради со стихами. Брат Сергей Дмитриевич пропал без вести во время Отечественной войны, и теперь некого спросить, о чем говорил Есенин в ту памятную ночь и что привело его в Рязань».

После приобретения у Ильиной сборника «Больные думы» предстояло точно установить авторство Сергея Есенина. Тем более что стихотворения не были подписаны и датированы автором. Для этого фотокопия автографа стихотворения «Деревенская избенка», входящего в сборник, была подвергнута графологической экспертизе во Всесоюзном научно-исследовательском институте охраны общественного порядка при Министерстве охраны общественного порядка РСФСР. Экспертиза установила, что стихотворение написано рукой Сергея Есенина.

Две тетради сборника «Больные думы» из коллекции РИАМЗ в 2022 г. прошли реставрацию во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря. Осенью 2023 г. отреставрированная рукопись была презентована общественности в рамках литературного абонемента РИАМЗ.

 

Список фотографий:

  • С. Есенин. 1910-е гг.
  • С.А. Есенин. 1913 г.
  • Рукописная книга С.А. Есенина «Больные думы». 1911-1912 гг. Коллекция РИАМЗ
  • Открытие музея С.А. Есенина в Константинове 2 октября 1965 г. Коллекция РИАМЗ
  • Сестры С.А. Есенина Екатерина и Александра на торжественном митинге в честь открытия музея 2 октября 1965 г. Коллекция РИАМЗ

Развернуть новость

Голос русской души

Голос русской души

3 октября 2025 года исполняется 130 лет со дня рождения Сергея Александровича Есенина, русского поэта ХХ века, нашего знаменитого земляка.

С.А. Есенин – тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь, поэт непревзойденного лирического дара, истинно народный поэт, одна из самых примечательных фигур Серебряного века.

За свою короткую жизнь (30 лет) он создал более 400 прекрасных, удивительных и проникновенных произведений. Им написаны стихотворения, поэмы, эпические произведения, художественная проза. Наследием для нас являются его размышления о духовной жизни, философии и религии, о России и революции, отклики на события культурной жизни России и зарубежных стран, раздумья о величайших произведениях мировой литературы.

Яркая, стремительная жизнь С.А. Есенина оставила глубокий след в истории русской литературы и в сердце каждого человека.

Всеми нами любимы его произведения – стихотворения «Береза» (1913), «Песнь о собаке» (1915), «Черемуха» (1915), «Нивы сжаты, рощи голы…» (1917), «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921), поэмы «Исповедь хулигана» (1920), «Анна Снегина» (1925), «Черный человек» (1925) и многие другие. Многие стихи были положены на музыку и стали романсами.

Из воспоминаний Сергея Александровича «О себе»:

«Родился в 1895 году, 21 сентября. В Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коневодом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16–17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.

В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5 года, и снова уехал в деревню.

В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.

Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы, а Блок научил меня лиричности.

В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.

От многих моих религиозный стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.

После того, как я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.

Что касается остальных автобиографических сведений, – они в моих стихах…»

Октябрь 1925.

Вашему вниманию предлагаются книжные выставки, оформленные к юбилею Сергея Александровича Есенина сотрудниками научной библиотеки РИАМЗ – «ГОЛОС РУССКОЙ ДУШИ» в музейной гостиной Музейного центра на Соборной и «ПЕВЕЦ БЕРЕЗОВОЙ РУСИ» в читальном зале научной библиотеки.

В праздничный день 3 октября в музейной гостиной вы сможете взять книгу С.А. Есенина с собой в дар!


Развернуть новость

Время героев

Время героев

30 сентября на выставке «Молодогвардейцы. Век XX и век XXI» в рамках цикла мероприятий музея «Время героев» состоялась встреча активистов школьных музеев города и области.

Выставка, посвященная 80-летию Победы над фашизмом, была создана при участии Краснодонского ордена Дружбы народов музея «Молодая гвардия», Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Музея истории Воздушно-десантных войск, Рязанского благотворительного фонда «ЗА НАШИХ!», Рязанского добровольческого дивизиона «Листань».

В мероприятии приняли участие активисты школьного историко-краеведческого музея имени молодогвардейца Ивана Земнухова Ольховского филиала МУ «Казачинская средняя школа» Шацкого района Рязанской области. В Год защитника Отечества ребята стали участниками проекта «Школьный музей Победы» и были приглашены в Москву для выступления. В ходе встречи они рассказали о своем музее и поделились опытом работы. Завершением мероприятия стала экскурсия по выставке, которую провел заведующий отделом истории Михаил Урманов.


Развернуть новость

Спешите видеть

Спешите видеть

5 октября в 16:00 в кинозале Музейного центра на ул. Соборной состоится показ фильма «Живые мемории. Отцы и дети».

На экране оживут мемуары Василия Перова, Андрея Тарковского, Марины Цветаевой, Тамары Петкевич, Сергея Дурылина, Сергея Коненкова и Александра Вертинского.

Голосами героев стали известные артисты: Евгений Миронов, Максим Матвеев, Юлия Снигирь, Евгения Симонова, Дмитрий Лысенков, Евгений Ткачук и Николай Чиндяйкин.

Перед фильмом зрителей ждет особенная встреча с авторами и режиссерами проекта – Ириной и Михаилом Разумовскими.

Билеты уже в продаже – присоединяйтесь к этому уникальному разговору с историей через личные судьбы.

Стоимость билета – 400 рублей.


Развернуть новость

Паблик-ток к празднованию 130-летия со дня рождения Сергея Есенина

Паблик-ток к празднованию 130-летия со дня рождения Сергея Есенина

3 ОКТЯБРЯ в 14:00 в Музейном центре на Соборной состоится дискуссия «Музей в пространстве города»

ПРОГРАММА

  • 14:00. Приветствие и слово об открытии сообщества музеев Сергея Есенина с международным участием, которое будет входить в Ассоциацию литературных музеев. Олег Юрьевич Робинов, директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, Екатерина Юрьевна Рождественская, директор НУК «Народный музей Есенина С.А.», доктор Мохаммед Наджаджра, председатель центра русского языка и культуры имени Сергея Есенина в Палестине.
  • 14:20. Подписание соглашения о сотрудничестве Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника и АО «Почта России». Запуск посткроссинга. Денис Игоревич Полуэктов, директор Рязанского управления Почты России.
  • 14:30-14:40. «Есенин как воплощение культурного кода. Как продвигать одежду в национальном стиле «как у Есенина». Иван Александрович Гиря, основатель бренда одежды «Соворотка».
  • 14:40-14:50. «Есенин в городе. Поэт и целевые аудитории». Вячеслав Геннадьевич Журавлев, директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина.
  • 14:50-15:00. «Развитие форматов аудио-сопровождения выставочных и туристических проектов в Московском государственном музее С.А. Есенина». Мария Михайловна Мутлова, заведующая экскурсионным отделом Московского государственного музея С.А. Есенина.
  • 15:00-15:10. «Опыт организации и проведения пресс-туров в целях популяризации знаковых мест региона среди представителей профессионального сообщества». Никита Владимирович Кузьмин, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Агентство развития туризма Рязанской области».
  • 15:10-15:20. «Уличная выставка: как сделать интересный проект на городских площадках на примере деятельности Московского государственного Музея С.А. Есенина». Екатерина Павловна Ефремова, заведующая отделом внешних коммуникаций Московского государственного музея С.А. Есенина.
  • 15:20-15:30. Подведение итогов круглого стола. Олег Юрьевич Робинов, директор Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

 

ВХОД СВОБОДНЫЙ.


Развернуть новость