Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

109 шедевров

109 шедевров

В Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника торжественно открылась выставка «Шедевры Русского музея. XV-XX вв.».

Впервые за много лет Русский музей, крупнейшее в мире собрание национального искусства, организовало в российском регионе выездную выставку беспрецедентного уровня. В новом современном экспозиционном музейном пространстве экспонируются 109 подлинных шедевров, представляющих все периоды истории отечественной художественной культуры XV–XX вв.

Для экспозиции были отобраны бесценные произведения отечественного искусства, среди них – двенадцать особо ценных икон новгородской, псковской, ярославской и других школ, созданных в XV–XVII вв., превосходного качества и сохранности. В их числе Царские врата, происходящие из северных областей новгородской земли (конец XV в.), Троица ветхозаветная (XVI в.), а также Житийные иконы Святителя Николая (XVII в.), Святых Зосимы и Савватия (XVI в.) и другие.

Особая гордость коллекции Русского музея и всего музейного фонда Российской Федерации – живопись конца XVII – первой половины XIX в.  На выставке представлены портреты князей Репниных (русских бояр конца XVII в.). Петровское время представляет портрет кисти Ивана Никитина. Эпоху русского Просвещения ярко характеризуют полотна, созданные великими русскими мастерами, прославленными во всем мире: работы Дмитрия Левицкого, Фёдора Рокотова и Владимира Боровиковского. Выставка также раскрывает становление, развитие и расцвет самой знаменитой петербургской академической школы (вторая половина XVIII – конец XIX в.). Произведения Ивана Айвазовского, Алексея Венецианова и других выдающихся мастеров представляют эпоху романтизма в России.

Период русского реалистического искусства на выставке – это шедевры Ивана Крамского, Василия Перова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Василия Поленова и Ильи Репина. Поздний академизм показан хрестоматийными работами Маковского и Семирадского.

Рубеж веков, «реалистического» и «серебряного», со всей полнотой представлен в Русском музее, что дало возможность отобрать для показа в Рязани произведения высочайшего качества. Достаточно упомянуть «Взятие снежного городка» Василия Сурикова и «Венецию» Михаила Врубеля.

Разнообразные направления начала XX в. практически с энциклопедической полнотой представлены в собрании Русского музея («Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза» и другие). Это позволило включить в состав экспозиции в Рязани полотна Виктора Борисова-Мусатова, Александра Головина, Кузьмы Петрова-Водкина.

Наконец, к безусловным шедеврам относятся произведения крупнейших представителей живописи советского периода: Александра Дейнеки, Петра Кончаловского и всей плеяды живописцев 1920–1930-х гг.

Русский музей хранит лучшую в мире коллекцию авангарда – известного «великого эксперимента русского искусства». Для экспонирования в Рязани отобраны классические работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Ивана Пуни, Павла Филонова.

Художественная экспозиция Русского музея дополнена несколькими формами мультимедийного контента. Посетители могут увидеть мультимедийные фильмы, инсталляции и игры Русского музея, которые позволяют наглядно продемонстрировать мультимедиа как инструмент музейной просветительской работы.

Выставку открыли губернатор Рязанской области Павел Малков, заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации Наталия Чечель, генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова, заместитель директора по науке Русского музея Григорий Голдовский, директор Рязанского историко-архитектуного музея-заповедника Виталий Попов. 

«Мы хотели представить все эти периоды русского искусства исключительно шедеврами, чтобы показать, что каждый период русской живописи представлен главными именами гениев своего времени. Эта выставка, в таком концентрированном виде, показывает гениальность национальной школы изобразительного искусства и рассказывает, какой вклад русское искусство внесло в мировую художественную культуру», – отметила Алла Манилова.

В рамках открытия выставки было подписано соглашение о сотрудничестве между Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником и Государственным Русским музеем.

ВЫСТАВКА БУДЕТ РАБОТАТЬ В МУЗЕЙНОМ ЦЕНТРЕ ДО 15 СЕНТЯБРЯ 2024 Г.


Развернуть новость

27 июня – 140 лет со дня образования музея РУАК

27 июня – 140 лет со дня образования музея РУАК

15 июня (27 июня по нов. ст.) 1884 г. состоялось торжественное заседание в честь учреждения Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК). На этом же, самом первом заседании РУАК было принято решение об открытии при ней историко-археологического музея.

Первым экспонатом музея РУАК стала икона святых Флора и Лавра. Ее передал в дар музею член комиссии полковник Александр Аполлонович Марин (1825–1900). Эта икона сама по себе достойна более подробного упоминания. Сюжет, изображенный на ней, получил условное название «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре», он не встречается в других странах. Литературных источников сюжета не выявлено, возможно, он основан на устных преданиях.

В народе целителей-мучеников Флора и Лавра почитали как покровителей коней, им было принято молиться об избавлении от конского падежа. День их памяти – 18 августа называли «лошадиным праздником». В этот день было запрещено работать на лошадях и даже запрягать их. Табун сытно кормили овсом и гнали к реке на водопой и купание. После купания коням расчесывали хвосты и гривы, вплетали в них красивые разноцветные ленты и вели к церкви для «конной молитвы», кропили святой водой. Эти радостные веселые празднества сопровождались шумными народными гуляниями, играми и скачками на лошадях.

 Этот момент праздника – купание коней – и запечатлен в нижней части иконы. Гонят лошадей к реке святые братья-мученики, покровители лошадей, Сиф, Елисиф и Егласиф. Загадочные прозвания – это искаженные греческие имена Спевсипп («ускоряющий бег коня»), Елевсипп («гонящий коня») и Мелевсипп («ухаживающий за конем»). Считается, что до того, как братья приняли христианство, они служили при храме Немезиды и ухаживали за посвященными богине лошадьми.

Еще двух коней держит под уздцы, вручая их святым Флору и Лавру, архангел Михаил. На иконах из собраний других музеев это изображение может дополняться надписью: «Святый Михаила Архангелъ дает власть святым Фролу и Лавру над коньми», «Святый архистратиг Михаилъ вручает стадо конское Флору и Лавру», «Ангел Господень поручает Флору и Лавру стадо».

Икона «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре» перешла к А.А. Марину вместе с имением в д. Яковлевичи Горицкого уезда Могилевской губернии, купленным в  1866 г. Этот  первый экспонат музея РУАК бережно хранится в фондах РИАМЗ.

Первоначально музей и комиссию по предложению рязанского губернатора князя Константина Дмитриевича Гагарина приютил в своем помещении Губернский статистический комитет, размещавшийся в здании Присутственных мест. Но значительный рост коллекций музея приводил к тому, что перед членами РУАК постоянно вставал вопрос о более просторных и удобных помещениях. Коллекция музея пополнялась за счет раскопок, покупок и пожертвований и от частных лиц, и от разнообразных учреждений, в том числе храмов и монастырей. В 1885 г. собрание музея составляло, помимо коллекций монет, черепов и окаменелостей, 245 предметов, в 1887 г. – 480.

В 1890 г. с целью сделать историко-археологический музей доступным для публичного посещения, его переводят на первый этаж Присутственных мест. Здесь он занял три комнаты, общей площадью 168 квадратных аршин (примерно 85 м²). Торжественное открытие состоялось 16 (28 декабря) 1890 г. Музей был открыт для посещений ежедневно, с 12:00 до 14:00, а по воскресеньям – до 15:00. Вход был бесплатным.

Размеры помещения, тем не менее, не позволяли разместить для обзора публики все предметы, хранившиеся в собрании музея. Теснота и нехватка места с каждым годом становились все ощутимее.  В небольших комнатах порой скапливалось до 500 человек. Необходимы были и отдельные помещения для хранения. В 1892 г. музей обладал коллекцией         в 10727 предметов.

С 1893 г. хранителем музея РУАК являлся историк, археолог Алексей Иванович Черепнин (1841–1905). Вместе с Иваном Ивановичем Проходцовым (1874–1941) они проводили экскурсии для посетителей. 

Уже в 1897 г. остро стоял вопрос о постройке отдельного здания для исторического музея РУАК. Но из-за нехватки средств это не было осуществлено. В более просторное здание музей РУАК переехал только в 1918 г., уже после революции. Его коллекции составили основу собрания Рязанского губернского музея, который разместился при Губернском отделе народного образования, в здании бывшей Губернской земской управы (ныне Администрация г. Рязани). А в 1923 г. музей переехал на территорию Рязанского кремля, где находится уже более ста лет.

Истекло 140 лет со дня заседания, положившего начало музею в Рязани.  Собрание РИАМЗ к настоящему моменту включает в себя около 274 000 предметов. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник получил в свое распоряжение новое, современное здание, где формируются новые экспозиции, продвигаются в жизнь новые идеи, новые формы деятельности.


Развернуть новость

Увидеть уникальные украшения XII века...

Увидеть уникальные украшения XII века...

В Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника прошла презентация Исадского клада.

Уникальные серебряные украшения первой половины XII века и денежные слитки презентовал к.и.н., научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии Российской академии наук, руководитель Старорязанской археологической экспедиции Игорь Стрикалов.

Почетным гостем презентации стал Евгений Ерхов, тот самый человек, который обнаружил этот клад около села Исады в 2021 году.

Клад был сокрыт в лесу на склоне мыса сырого оврага. Вероятно, он лежал в небольшом лубяном или берестяном туеске: сохранился тлен от его стенок, зафиксированный при обследовании места находки.

Клад включает в себя тридцать два предмета, изготовленных из белого металла, в том числе 8 шейных гривен и 14 браслетов разной формы, техники изготовления и стилей, пять семилучевых височных колец, бусину с зернью, денежные гривны новгородского типа и их части. Общий вес клада – более 2,1 кг. Судя по составу, клад, скорее, представляет собой некое накопленное богатство, чем набор (или наборы) украшений конкретного костюма.

Состав и дата находки существенно отличаются от широко известных старорязанских кладов, сокрытых в городе во время его штурма войском Батыя в декабре 1237 г. Исадский клад явно древнее старорязанских, включает иные типы украшений, выполненные в более простой технике и более архаичной манере. Найденные предметы в большинстве своем пока уникальны для региона Среднего Поочья.

Клад пролежал в земле тысячу лет, затем находился на исследовании в Российской академии наук (г. Москва), а в настоящее время его может увидеть любой желающий в зале экспозиции «За тысячи лет до нас» в Музейном центре на ул. Соборной.


Развернуть новость

Музейные маршруты в Махачкале

Музейные маршруты в Махачкале

19-22 июня 2024 г. Всероссийский проект «Музейные маршруты» проходит в Махачкале.

В рамках данного проекта 20 июня было подписано соглашение о сотрудничестве между Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником и Дербентским государственным историко-архитектурным и археологическим музеем-заповедником.

Стороны в лице директоров музеев Виталия Попова и Велиюллы Фаталиева договорились о реализации совместных программ в сфере развития и укрепления культурно-просветительского сотрудничества. В планах заявлено проведение конференций, семинаров, а также участие в совместных выставочных проектах.


Развернуть новость

САНИТАРНЫЕ ДНИ

САНИТАРНЫЕ ДНИ

Дорогие наши посетители!

Последняя неделя месяца – САНИТАРНЫЕ ДНИ В МУЗЕЕ!

• 25, 27 июня – Музейный центр РИАМЗ (ул. Соборная, 22)
• 26 июня – Дворец Олега (Рязанский кремль), Центр науки, традиций и искусства (ул. Крупской, 17)
• 27 июня – Музейный центр им. А.И. Солженицына (ул. Николодворянская, 24/42)
• 28 июня – Гостиница Черни (Рязанский кремль)

Будьте внимательны при планировании посещения музея!


Развернуть новость