Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник


Новости

День Государственного флага Российской Федерации

День Государственного флага Российской Федерации

22 августа в стране отмечался День Государственного флага Российской Федерации. Праздник «национального триколора» официально был установлен в 1994 г. Указом президента Б.Н. Ельцина.
В течение дня музей-заповедник предлагал посетителям экспозиции «Российское воинство» бесплатные экскурсии, посвященные истории флага.

Образование Древнерусского государства историки относят концу IXвека. В 882 г. князь Олег, правивший в Новгороде, захватил Киев и остался здесь княжить, объявив город столицей — «матерью городов русских».Киевская Русь впервые объединила славянские земли от Балтики до Черноморья, от Карпат до Дона, стала исторической колыбелью русского, украинского и белорусского народов. Флага государства еще не было. Имелись лишь княжеские стяги. Их почитали. Без стяга войско не отправлялось в поход и не вступало в сражение. Княжеские стяги обычно имели почти квадратное полотнище с косицами — клинцами, яловцами. С введением христианства на Руси, после 988 г., на русских стягах появились изображения креста. Этот символ был широко распространен и в других европейских странах. Стяги приобрели значение святыни. В период феодальной раздробленности (начался в первой половине XIIв.), когда Русь была поделена на множество независимых княжеств, каждый князь имел свой стяг.

8 сентября 1380 г. русские и татарские войска сошлись на Куликовом поле за Доном. Объединенное русское войско, которым руководил московский князь Дмитрий Иванович, сражалось под чермным, то есть багрово-красным стягом с изображением Спаса Нерукотворного. В конце XIV– начале XVI вв. русские земли были объединены под властью московских князей. Московские князья назывались «государями всея Руси». Красный стяг с изображением Спаса на несколько веков становится знаменем русских государей. Но государственного флага, как такового не существовало.

Впервые вопрос о государственном флаге России и его цветах был поднят в царствование Алексея Михайловича. Это было связано с постройкой первого русского корабля «Орел» в селе Дединово, с подготовкой первого заграничного плавания. Намечаемый выход российского корабля в заморские страны потребовал ознакомления с международными обычаями и соблюдения их. В документе 1667 г. «Роспись, что еще надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено...» командир корабля «Орел» просил отпустить материю на флаги и добавлял: «А цветами те все киндяки как Великий Государь укажет, только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает знамя». Из документа явствует, что командир первого русского судна не знал государственного флага России, но утверждал, что корабли плавают под государственными флагами. 9 апреля 1667 г. царем было «велено прислать из меновых товаров <…>  тафт червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и яловчики». Этим указом царь утвердил красный, белый и синий в качестве государственных цветов России. Считается, что на выбор цветов повлияла национальность капитана – он был голландцем и мог выбрать цвета на примере голландского красно-бело-синего национального флага. Корабль был построен, спустился по Оке и Волге до Астрахани, но здесь был сожжен восставшими крестьянами Степана Разина.

Следующие документальные свидетельства о российских флагах относятся уже к эпохе Петра I, объявившего себя императором. И здесь история флагов тесно связана с кораблями, с морским флотом.  По обычаям того времени корабли всех стран несли флаг — символ своего государства. Перед Россией стала проблема такого флага, и Петр I решил ее с присущей ему энергией. На кораблях в Азовском походе в качестве кормовых, стеньговых и бушпритных были трехцветные бело-сине-красные флаги. Это подтверждают многочисленные гравюры петровского времени. Русский военный флот одержал немало побед под триколором во время Северной войны (1700 – 1721 гг.). Сохранился большой флаг, подаренный Петром I архангельскому архиепископу Афанасию в 1693 г. Это полотнище с равными бело-сине-красными горизонтальными полосами, в центре которого нашит золотой двуглавый орел со скипетром и державой в лапах под тремя коронами: двумя царскими и одной императорской. Петр I ввел еще несколько новых флагов и собственноручно составил их описание. Императорский штандарт: «Черный орел в желтом поле, яко Герб Российской империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях св. Георгий с драконом», «флаг белый, через который синий крест св. Андрея, того ради, что от сего апостола приняла Россия крещение». Учреждение Андрееевского флага в 1699 г. было связано с учреждением Петром I первого русского ордена – Ордена Св. апостола Андрея Первозванного. А вот бело-сине-красный флаг без рисунков стал постепенно считаться флагом торгового флота России.

Бело-сине-красный флаг воспринимался всеми как национальный, народный. Но указом от 11 июня 1858 г. император Александр II утвердил в качестве государственного черно-желто-белый флаг. Цвета нового флага получили такое истолкование: верхняя черная и средняя желтая полосы соответствовали черному орлу и желтому полю Государственного герба, а нижняя белая полоса — белому всаднику Св. Георгию на гербе московских государей. Однако, новый флаг воспринимался всеми именно как государственный, личный флаг русского монарха. Бело-сине-красные флаги по-прежнему украшали здания во время официальных празднеств и торжеств.

К вопросу о флаге вернулись через 25 лет. Министр внутренних дел граф Толстой представил царю два флага: черно-желто-белый как национальный и бело-сине-красный как торговый. Александр III повелел иметь в России «один единообразный флаг, состоящий из цветов белого, синего и красного». 7 мая 1883 г. царский указ официально предписал, «чтобы в торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов». В общественном сознании именно этот флаг воспринимался как символ русский, народный. Наряд русской крестьянки – белая рубаха и красный сарафан, мужицкий праздничный кафтан – синий, подпоясанный красным кушаком. Частое использование указанных расцветок в повседневной жизни простых людей становилось доказательством, что именно белый, синий и красный цвета должны служить эмблемой русского государства.

Тем не менее, вопрос о цветах русского государственного флага поднимался ещё не раз. Высочайше учрежденное при Министерстве юстиции Особое совещание для вопроса о русских государственных национальных цветах (март – апрель 1896 г.) почти единогласно пришло к заключению, что черно-желто-белый флаг не имеет под собой исторической основы. Флаг же бело-сине-красный имеет право называться «российским», или «национальным», а цвета его – «государственными». 29 апреля 1896 г. император Николай IIутвердил его в качестве государственного. В последнее десятилетие XIX в. бело-сине-красный флаг можно было увидеть на зданиях официальных учреждений, во время торжеств и манифестаций, в войсках.

В мае 1910 г. при Министерстве юстиции открылось второе Особое совещание «для всестороннего и по возможности окончательного выяснения вопроса о государственных русских национальных цветах». Мнение его членов по поводу цветов государственного флага не было единодушным. Окончательное решение по выбору государственных цветов и национального флага не было принято.

В 1914 г. циркуляром Министерства внутренних дел предписывалось во время манифестаций использовать флаг, призванный продемонстрировать единение власти (царя) с народом: бело-сине-красное полотнище, которое в верхнем углу у древка несло жёлтый квадрат с черным двуглавым орлом. В качестве официального этот флаг утвержден не был. Великая Октябрьская революция внесла свои правки в национальное самосознание и государственную символику. В апреле 1918 г. и в качестве национального, и в качестве государственного был принят боевой красный стяг.

В декабре 1991 бело-сине-красный флаг был возвращен в качестве государственного флага Российской Федерации.


Развернуть новость

Битва на Воже-2017

Битва на Воже-2017

5 августа в с. Глебово-Городище Рыбновского района в рамках одноименного военно-исторического фестиваля состоялся исторический театрализованный праздник «Битва на Воже – 2017». Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник является одним из соучредителей этого масштабного мероприятия. В этом году «Битва на Воже» собрала около 8 тысяч гостей.

В состав музея-заповедника с 2010 г. входит городище города Глебова XII в., расположенное на территории достопримечательного места «Поле Вожской битвы». Уже восьмой год на городище работает Вожская археологическая экспедиция, которая на фестивале «Битва на Воже» представляет отчет о работе прошедших полевых сезонов – выставку артефактов, найденных на Глебовом-Городище. В этом году выставку сопровождали новые информационные баннеры, подготовленные музеем. Об интересной, но тяжелой и кропотливой работе археологов можно было узнать на интерактивных площадках. Увлекательные задания, разработанные сотрудниками отдела археологии РИАМЗ, помогли гостям «Битвы на Воже» пусть ненадолго, но почувствовать себя настоящими исследователями прошлого. Еще один проект, подготовленный музеем специально для праздника, - баннерная выставка «Список русских городов дальних и ближних», представляющая историко-географический документ кон. XIV – нач. XV вв. В нем упомянуто 358 русских городов, причем особенно точно перечислены рязанские города. «Список» - ценный исторический памятник, доказывающий, что уже в начале XV в. существовало представление о единстве Русской земли. Выставка не оставила равнодушными посетителей, с интересом рассматривающих карты Руси 600-летней давности.

Праздник открыл крестный ход и торжественная лития во славу русского воинства, которую отслужил митрополит Рязанский и Михайловский Марк. К памятнику защитникам русских земель была возложена гирлянда Памяти и Славы. С приветствием к участникам и гостям фестиваля обратился временно исполняющий обязанности губернатора области Николай Любимов. Главным событием фестиваля стали реконструкция легендарной битвы на Воже (11 августа 1378 г.) и театрализованное представление «Былых времен нетленные страницы», посвященное былинным героям Рязанщины: богатырям Илье Муромцу и Добрыне Никитичу, князю Олегу Рязанскому, Авдотье Рязаночке.

Весь день для гостей «Битвы на Воже-2017» работали аттракционы со старинными русскими развлечениями, мастер-классы ремесленников, интерактивные площадки и ярмарочная площадь. Во второй половине дня прошли конные состязания, а завершением праздника стал фолк-рок-концерт под открытым небом.


Развернуть новость

В научной библиотеке музея организована книжная выставка

В научной библиотеке музея организована книжная выставка

«Исследователь Дальнего Востока», посвященная 185-летию со дня рождения Михаила Ивановича Венюкова – русского ученого-географа, путешественника, историка, этнографа, публициста.

Михаил Иванович Венюков родился 6 июля 1832 г. в с. Никитинское Пронского уезда Рязанской губернии в семье мелкого дворянина. После окончания в 1856 г. Академии Генерального штаба был направлен в Восточную Сибирь, где принимал участие в длительной экспедиции по Амурскому краю, составил карту и дал описание Уссурийского края. Он первый в мире предпринял попытку изучения Тибетского нагорья. По заданию военного министерства Михаил Венюков совершил путешествие по Японии, Китаю, Турции, Северной Африке, Южной и Центральной Америке и другим странам.

За этнографическую карту Европейской России он получил высшую награду на выставке Международного географического конгресса в Париже (1875 г.).

М. И. Венюков – автор интересных воспоминаний и оригинального учебника «Физическая география» в 2-х книгах. Интерес к военному воздухоплаванию воплотился в  фундаментальный труд «Военное воздухоплавание и современное его состояние» (1894 г.).

Более 240 печатных работ (не считая газетных статей и заметок) были опубликованы автором. За свою научную деятельность М. И. Венюков был избран членом географических обществ Англии, Франции и Швейцарии. Его труды издавались Французской академией наук. Исторические очерки о России 1855 – 1877 гг. были изданы в Лейпциге.

М. И. Венюков окончил свою жизнь в эмиграции, где болезненно переживал отрыв от родины, и все мысли его были о России. Он умер 17 июля 1901 г. в Париже.

Книжную выставку открывает монография В. А. Есакова «Михаил Иванович Венюков. 1832 – 1901», в которой автор подробно раскрывает биографию и научную деятельность выдающегося географа в России и в эмиграции, приводит отрывки из личной и служебной переписки. Отдельная глава посвящена географическим работам и идеям Михаила Ивановича, которые касаются природы, обычаев и традиций народов, экономических аспектов сотрудничества России и стран Азии, вопросов её заселения русскими. Издание иллюстрировано, снабжено библиографией, именным указателем и приложениями к воспоминаниям М. И. Венюкова.

Очерк Н. Молоткова «Сердце, отданное России» в сборнике «Насельники рязанских усадеб» посвящен жизни М. И. Венюкова. Автор использует художественные приемы, цитаты из работ и воспоминаний путешественника. Перед читателем предстают картины рязанской деревни начала XIXв., образы родных и близких, учеба в кадетском корпусе и вся трудная и опасная жизнь географа. Н. Молотков затрагивает и период эмиграции, упоминая о встречах М. И. Венюкова с Софьей Ковалевской, Н. Н. Муравьевым и другими известными русскими эмигрантами.

Историко-энциклопедический словарь «Российский флот и Рязанский край», изданный под редакцией Б. В. Горбунова,  представляет собой уникальное издание. В нем впервые в отечественной научной и общественной практике показан вклад «сухопутного» Рязанского края в историю Российского флота. В 1600 статьях, написанных 80 авторами, даны сведения об адмиралах и генералах береговой службы; моряках, удостоенных Георгиевских наград; Героях Советского Союза и полных кавалерах ордена Славы; награжденных орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и кавалерах ордена Красного знамени; об ученых, государственных и общественных деятелях, в жизни которых служба на флоте и служба флоту сыграла большую роль. Книга имеет научно-документальный характер. Поэтому важным компонентом ее являются пристатейные списки документальных и литературных источников. На страницах словаря помещена статья Н. М. Органовой о Михаиле Ивановиче Венюкове, исследовавшем р. Амур и Амурский край, р. Уссури и Уссурийский край, вышедшем по р. Зеркальной на побережье Японского моря.

На выставке представлена «История Рязанского края» Б. В. Горбунова и И. Ж. Рындина. Она представляет  собой учебник по краеведению для учащихся старших классов средней школы. Вторая часть освещает период XVIII– XIXвека. Параграф 7 посвящён выдающимся деятелям науки, культуры и искусства второй половины XIXвека, среди которых Михаил Иванович Венюков.

О родине М. И. Венюкова селе Никитинском повествуют материалы, опубликованные в  сборнике «На земле Рязанской» и «Материалах свода памятников истории и культуры РСФСР: Рязанская область».

  В книге писателя и поэта, ученого историка-географа С. Н. Маркова «Вечные следы» рассказывается о трудах М, И. Венюкова. Среди них статьи и очерки, опубликованные в «Записках Русского географического общества», книга «Опыт военного обозрения русских границ в Азии» (1873 – 1876).

В третьем выпуске «Каталог личных архивных фондов отечественных историков» – издании Российской академии наук помещено описание персонального фонда М. И. Венюкова из архива Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Фонд насчитывает 528 единиц хранения за 1850 гг. – 1901 г. Среди представленных документов  творческие, публицистические, биографические, имущественные, изобразительные материалы, переписка и библиография. Кроме этого в фонде архива можно найти сведения о библиотеке М. И. Венюкова, насчитывающей 1200 томов и собрание карт и атласов, завещанное географом в 1881 г. «в пользу находящегося на Амуре селения Хабаровка…»  Ныне книжная коллекция хранится в редком фонде Дальневосточной государственной научной библиотеки в Хабаровске.

В десятом томе «Рязанской энциклопедии»  опубликована статья И. И. Бурачевского, в которой автор приводит воспоминания М. И. Венюкова о детстве, оздоровительных традициях рязанского села, о значении закаливания, гимнастики, занятий верховой ездой для молодого организма.

Кроме этого на выставке представлены статьи о М. И. Венюкове из периодической печати. В статье Ю. Харина «Страсти по забытому генералу», опубликованной в газете «Рязанские ведомости»  автор рассказывает о современном состоянии села Никитинское

 В статье Б. Аленкина «Завещание Венюкова» из газеты «Рязанский комсомолец» автор повествует о завещании М. И. Венюкова. Свою библиотеку ученый завещал Хабаровску, Русскому географическому обществу, а капитал -  сельскому обществу родного села.

В фондах научной библиотеки хранятся прижизненные публикации воспоминаний и научных статей М. И. Венюкова в журналах «Наблюдатель», «Русская старина», «Русская мысль», «Русский архив».


Развернуть новость


Развернуть новость

III Ежегодный региональный историко-патриотический праздник «Старая Рязань».

III Ежегодный региональный историко-патриотический праздник «Старая Рязань».

Несколько тысяч человек стали участниками третьего регионального историко-патриотического праздника «Старая Рязань», посвященного 780-летию героической обороны города от ордынского нашествия, который состоялся 15 июля на городище Старая Рязань, входящем в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

История первой столицы Рязанского княжества была  представлена  на выставке «Стольный город Рязань» артефактами, найденными  в ходе научных раскопок на городище Старая Рязань.

Живописно раскинувшиеся шатры с интерактивными площадками, игровыми станциямизнакомилис жизнью города: устройством средневековой крепости, древнерусского храма и городской усадьбы, рассказывали о том, как жили и творили  зодчие, ремесленники, оружейники, златокузнецы, о купцах и торговых связях рязанцев. 

 Ремесленный ряд давал возможность каждому попробовать самому ковать кольчугу, делать украшения из стекла, наносить  набивной рисунок на ткань, плести пояса из нитей, стать кузнецом или ювелиром.

            «Повесть о разорении Рязани Батыем», повествующая о  трагических событиях 1237 года,  прозвучала со сценической площадки в исполнении актера Рязанского  театра на Соборной Ильи Комарова.

Одним из центральных событий праздника стала презентация  фильма «Легенда о Коловрате»,который осенью выйдет в прокат,и незабываемая встречас киногруппой, актёрами — исполнителями главных ролей Ильей Малаковым, Полиной Чернышовой, Александром Ильиным.

Зрители тепло приветствовали, полюбившегося гусляра  Любослава (Александр Субботин).В исполнении Александра и Светланы  Субботиныхпрозвучала литературно-музыкальная композиция «Быть Руси в златоузорчатой парче».

Праздник завершился концертом известной Рязанской фолк-рок группы «Дом художника». 


Развернуть новость