Новости
ПРИГЛАШАЕМ НА МАСТЕР-КЛАССЫ ОТ РУССКОГО МУЗЕЯ!
6 ИЮЛЯ, 14.30. «ПРЕДМЕТНЫЙ РАЗГОВОР»
Мастер-класс предполагает разговор о тонкостях создания картин с «мертвой природой» и создание в технике бумажной пластики открытки с натюрмортом, где через предметы рассказывается какая-нибудь история из жизни ребенка или его мечты.
6 ИЮЛЯ, 16.30. «ПЕЙЗАЖ: КРАСКИ ПРИРОДЫ»
Мастер-класс представляет собой творческий эксперимент, в рамках которого участники создадут работы в разных художественных техниках с изображением пейзажа. Они создадут серию работ, которые могут стать прекрасным подарком, а заодно узнают, как рисовать снег с помощью акварели и гуаши, а также соли и ватной палочки.
Стоимость: 300 р. + входной билет на выставку «Шедевры Русского музея».
Музейный центр на ул. Соборной, 22.
УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!
В связи с отключением электроэнергии на территории Рязанского кремля 2 и 3 июля экспозиция «От Руси к России» во Дворце Олега работать не будет.
Все желающие пройти с экскурсией по Рязанскому кремлю 2 и 3 июля могут оплатить экскурсионное обслуживание в Музейном центре РИАМЗ на ул. Соборной, 22.
Летний день в Кремле
6 июля Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник приглашает всех рязанцев и гостей города на ежегодный благотворительный праздник.
Тема праздника: «Дорогой длинною…» ( 140-летию создания рязанского музея посвящается).
С 10.00 до 17.00 для бесплатного посещения открыт Дворец Олега:
- экспозиция «От Руси к России»
- выставки: «Живаго. Родом из Рязани», «По платью видно, кто идет», «Семейный портрет».
На территории Кремля
- 12.15 – 16.00. Концертная программа солистов и музыкальных коллективов г. Рязани.
- 16.00 – 17.00. Концерт исполнителя русских романсов Дмитрия Шведа.
- 12.00 – 16.00. Баннерная выставка к 140-летию создания рязанского музея «Здесь след времен минувших не исчез…». .
- Работает ярмарка художественных изделий.
Платные услуги
- 11.00, 13.00, 15.00. Экскурсия на археологический раскоп Переяславль-Рязанской экспедиции. Для сборных групп (10-15 чел.). Стоимость: 250 р. (с 1 чел.). Сбор группы в кассе Дворца Олега. Купить билет здесь
- 11.00. Пешеходная экскурсия по городу «Соборная улица, где живет музей» с Дмитрием Филипповым. Стоимость: 350 р. (с 1 чел.). Сбор группы в кассе Дворца Олега. Купить билет здесь
- 12.00 – 17.00. Фотозона «Молодец в кафтане, девка в сарафане» (Двор Олега). Фотографирование в одном костюме (историческая реконструкция XIXв.) – 200 р.
Справки по тел. (4912) 27-28-36
109 шедевров
В Музейном центре Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника торжественно открылась выставка «Шедевры Русского музея. XV-XX вв.».
Впервые за много лет Русский музей, крупнейшее в мире собрание национального искусства, организовало в российском регионе выездную выставку беспрецедентного уровня. В новом современном экспозиционном музейном пространстве экспонируются 109 подлинных шедевров, представляющих все периоды истории отечественной художественной культуры XV–XX вв.
Для экспозиции были отобраны бесценные произведения отечественного искусства, среди них – двенадцать особо ценных икон новгородской, псковской, ярославской и других школ, созданных в XV–XVII вв., превосходного качества и сохранности. В их числе Царские врата, происходящие из северных областей новгородской земли (конец XV в.), Троица ветхозаветная (XVI в.), а также Житийные иконы Святителя Николая (XVII в.), Святых Зосимы и Савватия (XVI в.) и другие.
Особая гордость коллекции Русского музея и всего музейного фонда Российской Федерации – живопись конца XVII – первой половины XIX в. На выставке представлены портреты князей Репниных (русских бояр конца XVII в.). Петровское время представляет портрет кисти Ивана Никитина. Эпоху русского Просвещения ярко характеризуют полотна, созданные великими русскими мастерами, прославленными во всем мире: работы Дмитрия Левицкого, Фёдора Рокотова и Владимира Боровиковского. Выставка также раскрывает становление, развитие и расцвет самой знаменитой петербургской академической школы (вторая половина XVIII – конец XIX в.). Произведения Ивана Айвазовского, Алексея Венецианова и других выдающихся мастеров представляют эпоху романтизма в России.
Период русского реалистического искусства на выставке – это шедевры Ивана Крамского, Василия Перова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Василия Поленова и Ильи Репина. Поздний академизм показан хрестоматийными работами Маковского и Семирадского.
Рубеж веков, «реалистического» и «серебряного», со всей полнотой представлен в Русском музее, что дало возможность отобрать для показа в Рязани произведения высочайшего качества. Достаточно упомянуть «Взятие снежного городка» Василия Сурикова и «Венецию» Михаила Врубеля.
Разнообразные направления начала XX в. практически с энциклопедической полнотой представлены в собрании Русского музея («Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза» и другие). Это позволило включить в состав экспозиции в Рязани полотна Виктора Борисова-Мусатова, Александра Головина, Кузьмы Петрова-Водкина.
Наконец, к безусловным шедеврам относятся произведения крупнейших представителей живописи советского периода: Александра Дейнеки, Петра Кончаловского и всей плеяды живописцев 1920–1930-х гг.
Русский музей хранит лучшую в мире коллекцию авангарда – известного «великого эксперимента русского искусства». Для экспонирования в Рязани отобраны классические работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Ивана Пуни, Павла Филонова.
Художественная экспозиция Русского музея дополнена несколькими формами мультимедийного контента. Посетители могут увидеть мультимедийные фильмы, инсталляции и игры Русского музея, которые позволяют наглядно продемонстрировать мультимедиа как инструмент музейной просветительской работы.
Выставку открыли губернатор Рязанской области Павел Малков, заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации Наталия Чечель, генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова, заместитель директора по науке Русского музея Григорий Голдовский, директор Рязанского историко-архитектуного музея-заповедника Виталий Попов.
«Мы хотели представить все эти периоды русского искусства исключительно шедеврами, чтобы показать, что каждый период русской живописи представлен главными именами гениев своего времени. Эта выставка, в таком концентрированном виде, показывает гениальность национальной школы изобразительного искусства и рассказывает, какой вклад русское искусство внесло в мировую художественную культуру», – отметила Алла Манилова.
В рамках открытия выставки было подписано соглашение о сотрудничестве между Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником и Государственным Русским музеем.
ВЫСТАВКА БУДЕТ РАБОТАТЬ В МУЗЕЙНОМ ЦЕНТРЕ ДО 15 СЕНТЯБРЯ 2024 Г.
27 июня – 140 лет со дня образования музея РУАК
15 июня (27 июня по нов. ст.) 1884 г. состоялось торжественное заседание в честь учреждения Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК). На этом же, самом первом заседании РУАК было принято решение об открытии при ней историко-археологического музея.
Первым экспонатом музея РУАК стала икона святых Флора и Лавра. Ее передал в дар музею член комиссии полковник Александр Аполлонович Марин (1825–1900). Эта икона сама по себе достойна более подробного упоминания. Сюжет, изображенный на ней, получил условное название «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре», он не встречается в других странах. Литературных источников сюжета не выявлено, возможно, он основан на устных преданиях.
В народе целителей-мучеников Флора и Лавра почитали как покровителей коней, им было принято молиться об избавлении от конского падежа. День их памяти – 18 августа называли «лошадиным праздником». В этот день было запрещено работать на лошадях и даже запрягать их. Табун сытно кормили овсом и гнали к реке на водопой и купание. После купания коням расчесывали хвосты и гривы, вплетали в них красивые разноцветные ленты и вели к церкви для «конной молитвы», кропили святой водой. Эти радостные веселые празднества сопровождались шумными народными гуляниями, играми и скачками на лошадях.
Этот момент праздника – купание коней – и запечатлен в нижней части иконы. Гонят лошадей к реке святые братья-мученики, покровители лошадей, Сиф, Елисиф и Егласиф. Загадочные прозвания – это искаженные греческие имена Спевсипп («ускоряющий бег коня»), Елевсипп («гонящий коня») и Мелевсипп («ухаживающий за конем»). Считается, что до того, как братья приняли христианство, они служили при храме Немезиды и ухаживали за посвященными богине лошадьми.
Еще двух коней держит под уздцы, вручая их святым Флору и Лавру, архангел Михаил. На иконах из собраний других музеев это изображение может дополняться надписью: «Святый Михаила Архангелъ дает власть святым Фролу и Лавру над коньми», «Святый архистратиг Михаилъ вручает стадо конское Флору и Лавру», «Ангел Господень поручает Флору и Лавру стадо».
Икона «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре» перешла к А.А. Марину вместе с имением в д. Яковлевичи Горицкого уезда Могилевской губернии, купленным в 1866 г. Этот первый экспонат музея РУАК бережно хранится в фондах РИАМЗ.
Первоначально музей и комиссию по предложению рязанского губернатора князя Константина Дмитриевича Гагарина приютил в своем помещении Губернский статистический комитет, размещавшийся в здании Присутственных мест. Но значительный рост коллекций музея приводил к тому, что перед членами РУАК постоянно вставал вопрос о более просторных и удобных помещениях. Коллекция музея пополнялась за счет раскопок, покупок и пожертвований и от частных лиц, и от разнообразных учреждений, в том числе храмов и монастырей. В 1885 г. собрание музея составляло, помимо коллекций монет, черепов и окаменелостей, 245 предметов, в 1887 г. – 480.
В 1890 г. с целью сделать историко-археологический музей доступным для публичного посещения, его переводят на первый этаж Присутственных мест. Здесь он занял три комнаты, общей площадью 168 квадратных аршин (примерно 85 м²). Торжественное открытие состоялось 16 (28 декабря) 1890 г. Музей был открыт для посещений ежедневно, с 12:00 до 14:00, а по воскресеньям – до 15:00. Вход был бесплатным.
Размеры помещения, тем не менее, не позволяли разместить для обзора публики все предметы, хранившиеся в собрании музея. Теснота и нехватка места с каждым годом становились все ощутимее. В небольших комнатах порой скапливалось до 500 человек. Необходимы были и отдельные помещения для хранения. В 1892 г. музей обладал коллекцией в 10727 предметов.
С 1893 г. хранителем музея РУАК являлся историк, археолог Алексей Иванович Черепнин (1841–1905). Вместе с Иваном Ивановичем Проходцовым (1874–1941) они проводили экскурсии для посетителей.
Уже в 1897 г. остро стоял вопрос о постройке отдельного здания для исторического музея РУАК. Но из-за нехватки средств это не было осуществлено. В более просторное здание музей РУАК переехал только в 1918 г., уже после революции. Его коллекции составили основу собрания Рязанского губернского музея, который разместился при Губернском отделе народного образования, в здании бывшей Губернской земской управы (ныне Администрация г. Рязани). А в 1923 г. музей переехал на территорию Рязанского кремля, где находится уже более ста лет.
Истекло 140 лет со дня заседания, положившего начало музею в Рязани. Собрание РИАМЗ к настоящему моменту включает в себя около 274 000 предметов. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник получил в свое распоряжение новое, современное здание, где формируются новые экспозиции, продвигаются в жизнь новые идеи, новые формы деятельности.